2025-03-04T13:26:01+10:00 2025-03-04T13:26:01+10:00

Наш путь. В Приморье трансформируется рынок мясоколбасных изделий

фото KONKURENT |  Наш путь. В Приморье трансформируется рынок мясоколбасных изделий
фото KONKURENT

Мясоколбасный рынок Приморского края – это динамично развивающаяся сфера, в которой сложно не заметить изменения, произошедшие за последние три года. Экономические условия, глобальные тренды и внутренние вызовы повлияли на производителей, и каждый из них ищет свой путь в этой непростой ситуации.

Изменения в распределении

Регионализация торговли и усиление локальных брендов, которые формируют уникальную ассортиментную матрицу в зависимости от географии продаж, продолжается. Это происходит как за счет растущего спроса в регионах, так и благодаря структурному изменению ретейла и активному открытию новых магазинов и форматов, в том числе от крупнейших федеральных сетей.

На фоне такой экспансии основным фактором развития для быстрорастущих каналов (супермаркетов, минимаркетов) в 2024 г. стало увеличение числа торговых точек. И несмотря на то, что темпы роста продаж в регионах постепенно замедляются, их потенциал еще не исчерпан – и ключевые производители мясоколбасных изделий в Приморье активно используют этот потенциал.

Игорь Козлов, генеральный директор ООО «Ратимир»: «Как правило, объемы продаж продукции не зависят от того, какие игроки представлены на рынке. Они определяются конкурентоспособностью продукта по цене и качеству. Это если речь идет не о мелком производстве, а о бренде. По крайней мере, в нашем случае это работает именно так. Изменения произошли у нас не в объемах, а в их распределении по ретейлу, так как теперь, помимо сотрудничества с местными торговыми сетями («Реми», «Экономыч» и «Самбери»), мы активно работаем с новыми партнерами, такими как «Пятерочка».

Более того, по словам генерального директора ООО «Ратимир», как раз федеральные игроки зачастую, заходя в новые локации, модернизируют процессы реализации товарных групп и вносят новые регламенты, под которые важно оперативно адаптироваться.

Игорь Козлов: «В центральных регионах страны высокая доля потребления охлажденных полуфабрикатов, то есть замороженный продукт там не в тренде. Соответственно, торговая сеть Х5, обосновавшись в Приморье, начала рекомендовать региональным производителям создавать форматный продукт «под потребителя». В данном случае речь идет о крупных объемах производства охлажденных полуфабрикатов – курицы и свинины, так как потребность в такой продукции выросла. Мы заранее просчитали возможности трансформации и еще в 2024 г. установили линию охлажденных рубленных полуфабрикатов.

Таким образом, в настоящее время мы являемся единственным производителем в Приморье, который масштабировал такое производство. Думаю, что рост спроса на охлажденный, а не замороженный продуктовый сегмент подтверждает, что наши потребители ищут свежесть и качество. И мы готовы им предоставить не только качество, но и сэкономить их время на приготовлении – охлажденные полуфабрикаты готовятся гораздо быстрее замороженных».

Производственная оптимизация

Одновременно с этим за магистральными направлениями работы не стоит забывать и о том, насколько важным в текущих условиях становится более глубокое изучение своей аудитории и ее сегментация на микрогруппы. Рациональность потребителей и одновременная готовность к тратам приводят к развитию на первый взгляд противоречащих тенденций на рынке: экономии и отказу от привычных товаров в пользу других.

Это говорит о том, что покупатели становятся более осознанными в выборе брендов (включая премиальные или персонализированные товары), стремятся к удовлетворению эмоциональных потребностей, обращают внимание на соотношение цены и качества и более тщательно анализируют предложения на рынке. На этом фоне производителям приходится искать баланс между ценовой доступностью и сохранением маржинальности, а также подстраиваться под новые потребности покупателей.

При этом федеральные производители, имея большие бюджеты, могут позволить себе безболезненно демпинговать, устраивать распродажи и акции, меняя ценники в сегменте колбасных изделий на более низкие. Локальные производители реагируют на такой вызов по-разному: одни уходят в более глубокое промо, предоставляя продукцию по стоимости не выше, чем у федеральных производителей, другие оптимизируют расходы за счет снижения качества продукции. Например, есть такие игроки, которые в стремлении снизить цену заменяют мясное сырье в колбасном продукте на разного рода заменители соевого и не соевого состава. А случается и так, что в состав добавляют запрещенные в России ингредиенты.

Сергей Мельник, директор сети «Белорусский ГОСТ»: «Мы принципиально не работаем с поставщиками, использующими сомнительные технологии, такие как «мясной клей» или другие скрытые способы удешевления продукции. Для нас в приоритете натуральность и соответствие ГОСТам, что подтверждено сертификатами качества у наших поставщиков. Наша репутация основана на доверии покупателей, и мы не готовы жертвовать этим ради краткосрочной выгоды. Да, возможно, наши товары стоят дороже, но мы точно знаем, что там нет непонятных компонентов».

По словам Сергея Мельника, в технологических процессах могут использоваться натуральные специи, консерванты и вспомогательные компоненты, но их наличие должно быть обосновано и безопасно для здоровья. «Главное – не вводить покупателей в заблуждение и не заменять мясо сомнительными добавками», – уверен директор торговой сети.

Если говорить о приморских производителях, то на рынке точно работают проверенные компании, которые не позволяют себе повышать маржинальность за счет снижения качества продукции. Одним из таких производителей является «Мясокомбинат Находкинский», репутация которого создана в буквальном смысле слова самим временем. Сегодня это один из крупнейших дальневосточных производителей мясной продукции с 75-летней богатой историей и добрыми традициями. И даже сейчас, несмотря на сложности и рост себестоимости, стратегия находкинского мясокомбината, выпускающего продукцию под торговой маркой «Доброе дело», остается неизменной – производство колбасы из мяса.

«Мы давно придерживаемся ключевой установки в своей деятельности – не используем заменителей, используем только натуральное сырье, – рассказал генеральный директор ОАО «Мясокомбинат Находкинский» Владислав Третьяков.

О приоритетности высокого качества продукции рассуждает и Игорь Козлов: «Качество – наш главный приоритет. Мы тщательно контролируем каждый этап производства, чтобы гарантировать, что наши колбасы и мясные изделия не только вкусные, но и безопасные для потребления. Мы активно работаем над улучшением технологий и оптимизацией процессов, что позволяет нам уверенно работать на рынке. Это качество подтверждают и золотые медали наших продуктов на профессиональных международных конкурсах. Например, в феврале пять наших флагманов стали победителями конкурса «Лучший продукт года – 2025» в рамках 32-й международной выставки «Продэкспо» в Москве. И все это возможно благодаря нашей команде профессионалов – нашей самой главной ценности.

Также важно отметить, что мы активно занимаемся продвижением нашего бренда. В условиях жесткой конкуренции мы делаем акцент на локальном маркетинге, стараясь донести до потребителей ценность нашего продукта и его уникальность».

Что же касается заинтересованности Приморьем крупными федеральными производителями, в силу разной стратегии развития приморские предприятия с их интересами практически не пересекаются.

«У «федералов» другие задачи, они нацелены на количественные показатели в производстве и реализации продукта, – пояснил Владислав Третьяков. – В этой связи для закрытия потребностей по объемам такие предприятия вынуждены покупать замороженное сырье у самых разных производителей. Это, естественно, отражается на вкусовых качествах готовой продукции. В то время как для нашего завода важны не только объемы производства, а в первую очередь потребители, которым мы предоставляем вкусный и качественный продукт. Поэтому мы продолжаем работать на сырье высокого качества».

Игорь Козлов: «Мы обеспечены собственным мясным сырьем, которое производится на базе наших свинокомплексов и птицефабрики. В случае необходимости свинину мы докупаем, как правило, у проверенных отечественных поставщиков, а говядину – за границей, так как того количества говядины, которое нам требуется для производства, в России просто нет. Кроме того, агрокомплекс «Русагро», который является крупнейшим производителем свинины в России, в этом году выходит на свои заявленные объемы, поэтому, полагаем, свинины в Приморье будет в достаточном количестве».

Игорь Козлов добавил, что мясные изделия компании «Ратимир» производятся на немецком оборудовании, несмотря на сложности с поставкой оборудования и комплектующих, и это тоже большой «плюс» в копилку рейтинга качества компании. «Мы продолжаем инвестировать в модернизацию нашего производства, а также внедряем новые технологии, что позволяет нам повышать эффективность и качество продукции», – пояснил директор «Ратимира».

Анализ спроса и потребления

На фоне непростой геополитической и экономической ситуации затраты на производство сейчас растут практически у всех производителей в стране, независимо от их локации и масштабов.

Владислав Третьяков: «Это следствие совокупности экономических факторов. Помимо того, что происходит удорожание по всем сегментам (в энерготарифах, зарплатном фонде, закупках упаковки и этикеток), увеличивается в стоимости и натуральное сырье, из которого мы производим продукцию. Поэтому конечная цена, особенно если речь идет о натуральном продукте, не может оставаться стабильной и меняется в сторону увеличения».

Игорь Козлов согласен с коллегой, отмечая удорожание сырья и рост стоимости транспортной логистики. «Если прибавить к ним рост цен на этикетки, упаковку, на энерготарифы и прочие текущие расходы, становится очевидным, что увеличение цен на конечный продукт неизбежно, – поясняет директор «Ратимира». ” Но мы смогли дольше всех сдерживать цены, до февраля текущего года, в то время как местные производители подняли стоимость гораздо раньше».

«Рост цен, безусловно, оказывает влияние на покупательское поведение. Часть клиентов начинает выбирать более доступные позиции, реже покупать премиальные продукты или обращать внимание на акции», – поясняет Сергей Мельник.

Но «тренд» перехода на дешевые и некачественные продукты весьма условный. Анализ спроса и потребления подтверждает, что покупатели готовы платить за натуральность и на рынке востребованы колбасы без сырьевых замен.

«Отмечу, что если вы видите на полках магазина дешевую колбасу, то стоит задуматься о количестве и качестве сырья в готовом продукте», – говорит Владислав Третьяков и поясняет, что преимущество торговой марки «Доброе дело» как раз в честности и открытости по отношению к потребителю: «Мы не пытаемся играть с ценой или демпинговать за счет разных манипуляций в производстве, чтобы заработать дополнительную маржу. Колбасы и деликатесы «Доброе дело» мы продаем чуть дороже в среднем по рынку, но это продукт принципиально более высокого качества».

Игорь Козлов: «Производство колбасных изделий – это сложный процесс, включающий добавление в состав продукции определенные ингредиенты, не запрещенные российским законодательством. Если вы видите на этикетке: говядина, свинина, вода, молоко сухое – и никаких добавок, стоит задуматься о честности производителя. Если же взглянуть на этикетку продукции компании «Ратимир», она отражает полный состав – мы считаем, что открытость при взаимодействии с покупателем должна быть в приоритете. Это формирует доверие людей к бренду. Спрос на продукцию устойчив только при условии, когда покупатель верит производителю».

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ