Результат повышения ключевой ставки – замедление инфляции. В годовом выражении она еще долго будет высокой, но для замера текущего инфляционного давления правильнее смотреть не на рост цен за прошедшие 12 месяцев, а за текущий месяц и в пересчете на год. Об этом глава Центробанка Эльвира Набиуллина заявила в Госдуме (текст опубликован на сайте регулятора).
«Так вот, текущая инфляция в ноябре – декабре была опасно высокой – около 14%, если пересчитывать на полный год. В январе – уже меньше 11%, в феврале – меньше 8%. Цифру за март мы узнаем только на следующей неделе. Но это не значит, что ключевая ставка начала работать только в начале года. Весь предыдущий год она сдерживала мощное инфляционное давление. Осенью это давление достигло пика, и, чтобы справиться с ним, потребовалось повышение ключевой ставки до 21%», – объяснила депутатам глава регулятора.
По ее словам, в следующие месяцы инфляция продолжит снижаться и к концу года, по оценке ЦБ, придет в норму. Но в целом за этот год инфляция будет все еще выше 4% из-за высоких показателей начала года.
«Здесь, конечно, вы можете сказать, что год назад была похожая картина: инфляция замедлялась, но потом вновь стала расти, что и привело к повышению ставки с 16 до 21%. Безусловно, мы учитываем этот опыт. Но есть важные отличия. Первое – ключевая ставка выше на 5 процентных пунктов, чем год назад. Это гораздо более мощная сила», – уверена Набиуллина.
Второе – изменения в бюджетной политике. Она уверена, что в ближайшие месяцы интенсивность расходов бюджета снизится и в целом по году федеральная казна будет исполнена в тех параметрах, которые предписаны бюджетным правилом, а значит, бюджет будет дезинфляционным.
«Третье – текущее укрепление рубля будет также работать на снижение инфляции, но, конечно, если оно будет устойчивым. Тем не менее мы с большой осторожностью подходим к снижению ключевой ставки, учитывая опять же опыт прошлого года. На последнем заседании, в марте, снижение даже не обсуждалось. Более того, на столе все еще повышение ставки, если – как это было в прошлом году – реализуются инфляционные риски», – предупредила глава ЦБ.
Она обратила внимание, что снижение рыночных ставок уже началось и по кредитам, и по депозитам. По словам Набиуллиной, это закономерная реакция на снижение и самой инфляции, и, главное, опасений о будущей инфляции.
«Ставки по кредитам обычно с некоторым лагом следуют за ставками по ОФЗ, которые заметно снизились с декабря. Сейчас они вблизи уровней мая – июня прошлого года, когда ключевая ставка была на уровне 16%. Конечно, нам всем хотелось бы, чтобы ставки снижались быстрее. Но наивно полагать, что ключевая ставка – это волшебная палочка. Если снизить ставку, не обращая внимания на высокую инфляцию, последствия будут печальными – в виде нового взлета цен, еще более значительного роста рыночных ставок», – уверена Набиуллина.