По итогам первого квартала 2025 г. ситуация на рынке бытовой техники и электроники (БТиЭ) достигла критической точки, которую трудно было бы себе представить еще несколько лет назад. Падение объемов рынка составляет порядка 15%. Одной из ключевых причин стало резкое сокращение объемов потребительского кредитования. Если раньше около 40% покупок осуществлялись в кредит, то сейчас этот показатель упал ниже 5%. Это следует из комментария Виталия Дубового, соучредителя сети магазинов «Домотехника», который он дал деловому еженедельнику «Конкурент».
«Увеличение кредитной ставки сделало кредиты практически недоступными для большинства потребителей. В результате крупные покупки совершаются только в крайних случаях, когда техника ломается и ее невозможно отремонтировать. В остальном же люди предпочитают приобретать мелкие товары или вообще воздерживаются от посещения магазинов», – сказал Дубовой.
По его словам, ситуация в сегменте БТиЭ усугубляется развитием маркетплейсов – многие предпочитают совершать покупки онлайн, что еще больше снижает трафик в традиционных магазинах. В условиях низкой потребительской активности товары начинают накапливаться на складах, что создает дополнительные проблемы для бизнеса.
«Конечно, мы тоже присутствуем на онлайн-площадках, но в силу жесткой регулировки этого формата, прибыльность для нас там невысокая. С ценообразованием тоже все сложно. Мы закупаем продукцию в основном за границей, в частности в Китае, и текущие курсы валют существенно влияют на стоимость товаров. Увеличение цен со стороны поставщиков на 10-15% делает невозможным демпинг. Это компании, имеющие возможность закупать большие объемы, могут устанавливать более низкие цены, чего мы, к сожалению, позволить себе не можем», – отметил совладелец «Домотехники».
Еще один повод для беспокойства – борьба Центробанка с инфляцией. По словам Дубового, она осуществляется путем искусственного снижения покупательского спроса и смещения интереса людей с розничной торговли на банковский сектор, где высокие проценты по вкладам сейчас формируют у граждан сберегательную модель поведения. При этом налоговая нагрузка на бизнес с 2025 г. еще больше увеличилась, за счет чего, в частности, у большинства арендаторов выросли арендные платежи, дефицит кадров на рынке труда заставляет увеличивать зарплатный фонд, а меры господдержки предпринимателям в сложной экономической ситуации практически отсутствуют.
«На данный момент мы сконцентрированы не на получении прибыли, а на выполнении обязательств перед персоналом и кредиторами, но при этом продолжаем сталкиваться с огромными трудностями. Основная проблема заключается в том, что, несмотря на наличие товаров и обоснованные цены, покупателей фактически нет. В этой связи хочется напомнить, что во время пандемии государство предоставляло поддержку бизнесу, но сейчас, когда экономическая ситуация не менее сложная, такой помощи мы не получаем. Когда закончится этот кризис? Думаю, не скоро. В условиях текущей геополитической напряженности и торговых войн предсказать развитие событий крайне сложно», – подытожил Дубовой.
Ранее о падении продаж заявлял и Дмитрий Алексеев, глава ООО «ДНС групп» (операционная компания сети DNS). «Закончился первый квартал, и хочу сказать, что такой ситуации на рынке БТиЭ я не помню. У нас падает рынок. Нет, бывало, чтобы рынок падал в штуках, он мог падать в долларах, он мог даже падать в реальных рублях (за вычетом инфляции). Но вот так, чтобы рынок падал просто в рублях, я не помню за все 30 лет бизнеса», – оценивал ситуацию Алексеев.