Рынок бытовой техники и электроники (БТиЭ) находится сегодня в достаточно сложном положении – общий спад достигает 15%. Хуже всего то, что рынок падает в рублях, пишет в своем телеграм-канале Дмитрий Алексеев, глава ООО «ДНС групп» (операционная компания сети DNS).
«Закончился первый квартал, и хочу сказать, что такой ситуации на рынке БТиЭ я не помню. У нас падает рынок. Нет, бывало, чтобы рынок падал в штуках, он мог падать в долларах, он мог даже падать в реальных рублях (за вычетом инфляции). Но вот так, чтобы рынок падал просто в рублях, я не помню за все 30 лет бизнеса», – оценивает ситуацию Алексеев.
Гипотеза главы DNS в том, что сейчас сфера БТиЭ конкурирует с банками. Он обосновывает это так: «Традиционно порядка 30% покупок совершалось в кредит. Сейчас кредит стал запретительным и кредитный оборот упал ниже 5%. Но и это не все: в БТиЭ довольно дорогие покупки. И сейчас у людей есть альтернатива. Можно потратить деньги, а можно положить их в банк, и за них будут платить 2% в месяц. Весомый аргумент. Можно же подождать немного с покупкой? Вот и уходят деньги с нашего рынка».
По оценке Дмитрия Алексеева, падение рынка БТиЭ составляет порядка 15%. «А вот что будет дальше – интересный вопрос», – заключил глава DNS.
DNS в 2024 г. сократил чистую прибыль по РСБУ на 21,7% по сравнению с 2023 г. – до 32,992 млрд руб. Выручка ретейлера в прошлом году выросла на 4,6%, до 760,2 млрд руб. Этот показатель является рекордным для компании, основанной в 2010 г. До этого наилучший результат по выручке был достигнут в 2023 г. – 726,8 млрд руб.
Как известно, Forbes оценивает состояние Дмитрия Алексеева в 1,5 млрд долларов.
Согласно исследованию аналитической компании BusinesStat, по итогам 2024 г. продажи крупной бытовой техники в России в 2024 г. выросли на 2% и достигли 20,9 млн единиц., спрос на холодильники, стиральные машины и другую технику начал восстанавливаться на фоне стабилизации экономической ситуации. При этом рынок пока не вернулся к докризисным показателям – отставание от уровня 2020 г. составляет 11%. Основными драйверами роста выступили стабилизация потребительских ожиданий, налаживание регулярных поставок приборов от альтернативных поставщиков и увеличение реальных располагаемых денежных доходов россиян.
Одновременно по итогам 2024 г. аналитический сервис «Чек индекс» зафиксировал падение продаж электроники и бытовой техники в розничных магазинах на 16% в натуральном выражении, при этом общее снижение с учетом онлайн-продаж составило 9% в 2024 г. Сообщалось, что крупные ретейлеры оптимизируют бизнес, сокращая площади магазинов и закрывая неэффективные точки, одновременно развивая пункты выдачи онлайн-заказов. Общее количество магазинов электроники сократилось на 7-8%, а их площади – на 10%.