2009-09-29T12:26:37+11:00 2009-09-29T12:26:37+11:00

«Про флокулянты и коагулянты я не рассказываю, а сразу говорю о стоимости и качестве»

Денис Червонецкий, научный сотрудник Института химии ДВО РАН, предложил новую методику очистки воды и сам продвинул ее на рынок. Бизнес с интересом воспринял эту идею, и сейчас она работает на нескольких пищевых производствах края, однако дальше Приморья технология не ушла.\n

— Вода, поступающая к нам из водохранилища, изначально чистится. Однако после 60-километровой транспортировки по трубам во Владивостоке мы получаем загрязненную воду. Особенно остро этот вопрос стоит в пищевой промышленности, которая нуждается в доочистке жидкости из водопровода до питьевых характеристик.
Применяемые сейчас синтетические флокулянты токсичны, поэтому токсичной является и та грязь, которая остается в фильтре. Эти отходы нужно хранить на специальных площадках, чтобы они не попадали в воду. Ко всему прочему скорость фильтрации с применением традиционных флокулянтов ограничена.
Мы предложили использовать новый флокулянт — органическое вещество природного происхождения, которое улучшает и в несколько раз ускоряет процессы очистки. Он получается из хитозана — производной хитина, который производится из панцирей морских членистоногих. При этом грязь из фильтра нетоксична, а хитозан в дальнейшем разрушается природными бактериями. Единственный минус нашего флокулянта — в его стоимости. По сравнению с синтетическими он в несколько раз дороже.
— Где может применяться такая система очистки воды?
— Система актуальна для производств, которым нужно доочищать не так много воды, как в случае с городским водоснабжением, поэтому и разница в цене для них не так ощутима.
Как правило, если на предприятии уже установлена система очистки воды, то можно лишь врезать в нее систему подачи флокулянтов. При этом увеличивается производительность всей очистной системы и повышается качество воды на выходе.
— Проблем с сырьем для флокулянта не возникнет?
— Его расход совсем небольшой,
а производством хитозана занимаются во всем мире.
— При внедрении новой технологии вам не приходилось сталкиваться с непониманием?
— Вопросы возникали только по поводу стоимости очистки воды в пересчете на тонну. Муниципальные власти понимают, что, как бы ни чистили воду в Штыково, пройдя 60 километров по трубам, к потребителю она все равно попадет в худшем состоянии. Для них использовать наш флокулянт слишком дорого, поэтому интереса со стороны муниципальных служб нет. В случае с предприятиями — молочным и квасным производством, цехом безалкогольных напитков — всегда встречал заинтересованность. В их интересах получить максимально чистую воду. При этом они не интересуются технологией очистки, им важны затратная часть (при внедрении и дальнейшей работе установки), срок службы и качество воды, от которого напрямую зависит качество конечного продукта. Поэтому я уже и не рассказываю заказчикам про флокулянты и коагулянты, а сразу говорю про стоимость и качество воды.
— География внедрения вашей системы очистки ограничивается только Приморским краем?
— Да. Предлагали эту разработку в Хабаровске, когда воды Амура были загрязнены фенолами. Реакция была положительной, но дальше разговоров дело не пошло.
— А иностранцы?
— Наши китайские соседи интересуются практически всеми новыми разработками, но не всегда понятно, зачем. Они сами в больших количествах производят хитозан, а создание на его основе флокулянта требует лишь нескольких элементарных шагов, которые, кстати, описаны в патенте.
Евгения ДУБОВИК