2025-06-05T12:23:29+10:00 2025-06-05T12:23:29+10:00

В масштабных изменениях ПДД поставили точку. Конституционный суд разрешил жесткие наказания

фото: мвд.рф |  В масштабных изменениях ПДД поставили точку. Конституционный суд разрешил жесткие наказания
фото: мвд.рф

Конституционный Суд РФ не стал рассматривать по существу запрос группы депутатов Госдумы, поставивших под сомнение конституционность Федерального закона от 26 декабря 2024 г. № 490-ФЗ, которым с 1 января нынешнего года повышен размер административных штрафов за ряд нарушений в области дорожного движения, а также скорректированы льготные правила уплаты соответствующих штрафов.

Изменения коснулись, в частности, таких составов, как управление транспортным средством в состоянии опьянения, превышение скорости, проезд на запрещающий сигнал светофора и некоторых других: размер штрафов по ним, по общему правилу, увеличился в полтора раза. «Льготный» же размер штрафа, применяемый в случае его оперативной уплаты, был повышен с 50 до 75%.

Заявители обосновали свой запрос тем, что указанные поправки приняты в отсутствие каких-либо объективных причин, связанных с негативными тенденциями в сфере безопасности дорожного движения (напротив, заявители приводили статистические данные, свидетельствующие об устойчивом снижении числа соответствующих правонарушений). Сокращение же размера «скидки» за своевременную уплату штрафа не согласуется с первоначальной целью этой меры (повышение собираемости административных штрафов) и не учитывает текущего финансового положения граждан в условиях высокой инфляции.

Кроме того, заявители ссылались на имевшие место, по их мнению, нарушения в процессе принятия указанного закона – тот факт, что значительная часть поправок, выходящих за рамки первоначальной концепции законопроекта, была представлена лишь ко второму чтению, а также на отсутствие официального отзыва Правительства РФ на эти вновь предложенные поправки.

По результатам предварительного изучения запроса КС РФ пришел к выводу, что содержащиеся в нем доводы не свидетельствуют о нарушении конституционных прав граждан и превышении законодателем своих полномочий, в связи с чем запрос не требует рассмотрения по существу с вынесением итогового решения в виде постановления.

Суд признал, что устанавливаемые законодателем меры ответственности за совершение административных правонарушений не могут быть произвольными и должны соотноситься, в частности, с характером и степенью общественной опасности соответствующих нарушений, а также учитывать объективные характеристики их распространенности. Однако Госдума не связана приводимыми заявителями доводами об отсутствии объективной необходимости увеличения размера административных штрафов, вправе дать им самостоятельную оценку и принять собственное законодательное решение.

Таким образом, повышение размера административных штрафов за отдельные правонарушения в области дорожного движения, с учетом их повышенной общественной опасности, не может квалифицироваться в качестве лишенного объективных оснований и несоразмерного усиления административной ответственности. В этом отношении КС РФ также отметил, что санкции за совершение ряда таких правонарушений оставались преимущественно неизменными на протяжении многих лет.

Также КС РФ не согласился с доводами заявителей о нарушении законодательной процедуры при принятии оспариваемого закона, поскольку первоначальная редакция законопроекта также была посвящена отдельным вопросам административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения. Требование же о необходимости получения официального отзыва Правительства РФ распространяется, по мнению суда, лишь на субъекта права законодательной инициативы при внесении им проекта в Госдуму, но не на случаи представления поправок к уже внесенному законопроекту. В рассматриваемом случае данное правило было соблюдено.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram