Совет директоров Банка России на заседании 6 июня снизил ключевую ставку с 21 до 20% годовых, говорится в сообщении регулятора. Последний раз решение о смягчении денежно-кредитной политики (ДКП) принималось в сентябре 2022 г. – тогда ставку опустили с 8 до 7,5%. После этого в течение почти трех лет ЦБ принимал только решения о повышении ставки либо о сохранении ее на прежнем уровне.
«Высокая ключевая ставка привела к существенному замедлению инфляции. Рост цен по-прежнему сильно различается по группам товаров и услуг, но все же у нас стало больше уверенности в устойчивости дезинфляционных процессов. Динамика инфляции и динамика экономической активности дают нам достаточные основания для снижения ключевой ставки. При этом мы будем сохранять жесткие денежно-кредитные условия в течение длительного времени. Это требуется для устойчивого возвращения инфляции к цели», – заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина.
Некоторые проинфляционные риски с прошлого заседания снизились – например, риск более длительного отклонения российской экономики вверх от траектории сбалансированного роста, указала председатель Банка России. Тем не менее, как считает Набиуллина, проинфляционные риски по-прежнему преобладают.
«Прежде всего нас беспокоит не снижение инфляционных ожиданий населения в условиях, когда инфляция замедлилась, а рубль укрепился. Кроме того, явно выражены риски со стороны рынка труда. Ситуация здесь может надолго остаться напряженной, что будет затруднять возвращение инфляции к цели. Наконец, есть риски, связанные с динамикой мировых цен на товары российского экспорта», – заявила она.
К дезинфляционным рискам она относит существенно более быстрое охлаждение кредита и спроса, чем это происходит сейчас. Важным фактором также является бюджетная политика. «Если влияние бюджета будет менее дезинфляционным, чем это заложено в анонсированных планах, то потребуется корректировка траектории ключевой ставки. Также остаются риски со стороны геополитики, ситуация в которой предсказуемо непредсказуема», – поиграла словами Набиуллина.