2009-12-01T13:24:14+10:00 2009-12-01T13:24:14+10:00

Чем чекисты Находки помогли Маргарет Тэтчер

До открытия Владивостока город Находка долгое время оставался единственным портом, открытым для посещения иностранными гражданами. Именно поэтому являлся центром не только сосредоточения экономических интересов России на Дальнем Востоке, но и ареной борьбы иностранных разведок советской контрразведки. В этой связи отдел УКГБ — УФСБ в Находке по численности сотрудников \nи техническому оснащению на всей территории бывшего СССР после отдела в г. Сочи являлся самым крупным. Его «мощности» превышали возможности даже ряда краевых и областных управлений.

Ни часу покоя

Образован отдел был в 1953 г. в связи с «открытием» Находки. Как рассказывал корр. «К» один из бывших начальников отдела, «не было ни одного спокойного часа». Работой отдела в разное время руководили Н. Демидов, А. Косяченко, Ю. Уфимцев, В. Добровольский, Ю. Алешин, Д. Приходько, И. Лукьянов. Многие из них за работу в отделе получили внеочередные звания, ведомс-твенные и государственные награды.
Через отдел прошло два заместителя начальника управлений, восемь начальников управлений органов безопасности страны. Ряд сотрудников заняли руководящие должности в центральном аппарате. Например, работник управления Ю. Червинский стал представителем президента в Краснодарском крае; Н. Жарков — начальником управления Мурманской области, О. Гаврилов возглавил управление на Камчатке, А. Малюченков стал начальником Мурманского управления ФСБ, а Тяжлов — Хабаровского. О. Перепечкин руководил подразделениями Государственной налоговой инспекции.
Всплеск активности иностранных спецслужб был отмечен в 1964 г., когда в связи с предстоящими в Токио XVIII Олимпийскими играми из Находки в Страну восходящего солнца был пущен первый пассажирский рейс. Под прикрытием отправки в Японию в Находку стали съезжаться иностранные разведчики всех мастей. Военный атташе США полковник Обри, его помощник подполковник Ливер, помощник военно-воздушного атташе США майор Смит, помощник военно-морского атташе Англии лейтенант-командор Лавиль для посадки на корабль выехали из Москвы, в пути ведя дневник наблюдения и фотографируя интересные объекты. Железнодорожники сообщили о подозрительном поведении иностранцев в органы госбезопасности, и шпионы были задержаны. У них были изъяты 26 блокнотов с разведывательными записями, военные карты и 26 отснятых фотопленок с почти 1000 свежих снимков.
При следовании из Москвы в Японию английская туристка Шепард во время остановок поезда собирала небольшие камешки с полотна железной дороги якобы как сувениры о проделанном пути. Как установили приморские чекисты, собранные таким путем камни Шепард раскладывала в определенном порядке в своей дорожной сумке, с тем чтобы в последующем на основе лабораторного радиационного анализа установить местонахождение предприятий нашей атомной промышленности.
Велась работа и с потенциальными изменниками Родины. Были задержаны граждане, намеревавшиеся бежать на отправлявшихся в Америку и Норвегию судах. В результате совместной операции с пограничниками были задержаны четверо иранцев, которые пытались нелегально переправиться в Японию на шаланде «Керченская». Иранцы спрятались среди леса, которым было загружено судно, и надеялись, что их не заметят.
По словам руководителя службы И. Лукьянова, «контрразведчики достигли весомых результатов в борьбе с наркотрафиком, шедшим через наши порты и страны АТР».
Активная работа чекистов Находки нашла свое отражение даже в одном из заседаний английского парламента. При обсуждении очередного бюджета парламент Великобритании решил сократить расходы на контрразведку. Тогда выступила «железная леди» Маргарет Тэтчер и, приведя ряд примеров из активной работы «русского отдела КГБ из города Находки», убедила парламентариев, что расходы на оборону, наоборот, нужно увеличить!

Не так давно

«В Находке был рожден один из первых в России преступных спрутов, главным признаком которого стали тесные связи бандитов, милиции, коммерческих и финансовых структур, законодательной, исполнительной и судебной властей. «Незамазанной» оказалась, пожалуй, только ФСБ, на плечи которой и легла позднее большая часть труда по раскрытию «дела Вэпса», — писала пресса середины 90-х. Банда средь бела дня из автоматов прямо на улицах города расстреливала неугодных ей. В результате по обвинению в организации банды, убийствах, вымогательствах, хранении оружия были осуждены 22 человека общим сроком на 170 лет. Следствие и аресты шли в течение шести лет. В ходе операции по ликвидации банды погиб и сотрудник ФСБ Е. Выскубов.
В результате проведенных совместно с УВД и прокуратурой Находки оперативно-розыскных мероприятий чекистами была пресечена деятельность организованной преступной группы, специализировавшейся на похищениях людей в целях получения выкупа. Первое похищение с целью выкупа они совершили в сентябре 2005 г., последнее — в апреле 2006 г. Своих жертв они жестоко избивали, запирали в гараже, а после получения выкупа отпускали. С родственников жертвы они требовали $10-50 тыс. И каждый раз получали требуемую сумму. Похищали только заметных в Находке предпринимателей. Во время обысков у бандитов нашли радиостанции, бронежилеты, ножи, наручники, биты, газовое оружие. Члены преступной группировки менее чем за год были причастны к 12 случаям похищения людей.

Место встречи изменить нельзя

Прототип известного героя романа Юлиана Семенова «ТАСС уполномочен заявить…» также имел отношение к Находке, а чекисты службы имели непосредственное отношение к делу его разоблачения. Речь идет о Трианоне (Александре Огороднике, или Агрономе), которого признавали самым крупным по занимаемой в Москве должности американским шпионом. Огородник, будучи работником МИДа и без пяти минут зятем секретаря ЦК КПСС, был завербован ЦРУ в Колумбии в 1974 г. и до своего ареста передал американцам сотни секретных документов МИДа. За работу американцы выдали Трианону $320 тыс. и авторучку Parker со спрятанным в ней ядом. Боясь, что узнавшая о его истинной деятельности невеста рассекретит его, Огородник отравил ее этим ядом и со слезами на глазах надел ей обручальное кольцо уже в гробу... Американцы выдали Огороднику вторую ручку.
Получив информацию, что в МИДе завелся предатель, по совокупности собранных данных контрразведчики приняли решение о дальнейшей разработке именно Огородника с использованием самого широкого круга специальных мероприятий и средств. Это решение было санкционировано высшим руководством КГБ. Наблюдение за ним вскоре принесло первые плоды. Во время командировки Огородника в Находку в 1976 г. работники приморского управления зафиксировали активные контакты сотрудника советского МИДа с членами иностранных делегаций (в первую очередь с американцами), прибывшими на симпозиум по проблемам сотрудничества стран Тихоокеанского бассейна. Также был установлен факт наличия у него авторучки-пистолета западногерманского производства и некоторых других специальных средств самообороны. Это окончательно подтвердило подозрения Центра, и дипломата решено было арестовать.
В то время он уже работал в Управлении по планированию внешнеполитических мероприятий МИД СССР и передавал американцами фотокопии материалов, посылаемых МИДом в Посольство СССР в Вашингтоне и обратно. В это время шла подготовка к серьезным советско-американским переговорам, и «благодаря» Огороднику позиция СССР была для американцев «прозрачна».
Во время ареста 22 июня 1977 г. на собственной квартире Огородник попросил разрешения написать собственноручное признание. Он взял ручку, написал одну фразу, незаметно открыл яд, выпил его, сразу захрипел и откинулся на спинку кресла. Следователи попытались линейкой разжать ему челюсти — бесполезно: все тело шпиона свела каменная судорога. Через два часа Огородник, не приходя в сознание, умер в Институте Склифосовского от остановки сердца. Что это был за яд, так и осталось невыясненным.
Юрий УФИМЦЕВ, специально для «К»

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ