В последние годы в России наблюдается бурный рост онлайн-торговли, и маркетплейсы стали неотъемлемой частью потребительского рынка. Однако, как отмечает глава сети DNS Дмитрий Алексеев, этот взрывной рост может нивелировать многолетние усилия государства по борьбе с контрабандой. В своей серии постов в Telegram-канале он проследил эволюцию методов борьбы с нелегальным ввозом товаров в страну и выразил обеспокоенность тем, что современные реалии позволяют контрабандистам обходить существующие механизмы контроля.
Алексеев напомнил, что борьба с контрабандой в России прошла долгий и сложный путь. В 90-е годы, по его словам, процветали так называемые окошки на таможне, позволявшие нелегально ввозить товары. Затем появились более изощренные схемы, такие как ввоз товаров под видом «зеленого горошка» или других безобидных продуктов.
«Тогда вообще никто ничего не платил на таможне. Существовали как формальные «окна на таможне» в виде общества слепых, которым разрешалось ввозить товары без НДС, так и неформальные «окошки», когда околотаможенным структурам платилось по несколько тысяч долларов за контейнер, и они провозили товар под видом стройматериала или легендарного зеленого горошка», – пишет Алексеев.
В ответ на эти вызовы государство постепенно усиливало контроль. Были внедрены системы электронного декларирования, ужесточены требования к документации, а также проведена масштабная работа по зачистке теневого банкинга, который использовался для отмывания денег, полученных от контрабанды.
По словам Алексеева, первый этап обеления рынка пришел в начале 2000-х, с «великими реформами Грефа» (бывший глава Минэкономразвития, ныне президент Сбербанка. – Прим. ред.). В частности, была «прикрыта лавочка с официальной возможностью завозить товар без НДС» и введена введена оценка таможенной стоимости. «Стало нельзя на голубом глазу утверждать, что телевизор стоит пять баксов», – указал глава DNS, подчеркнув, что были и другие схемы борьбы с контрабандой.
«Добивание» произошло с цифровизацией налоговой, которую до прихода на пост премьер-министра совершил тогда еще глава ФНС Михаил Мишустин, и наведением порядка в банковской среде, чему способствовала глава ЦБ Эльвира Набиуллина.
Так, налоговая служба внедрила систему прослеживания цепочек НДС (АСК НДС-2) в сочетании с обязательным использованием онлайн-касс. Это позволило отслеживать уплату НДС по всей цепочке участников товарного оборота. Если кто-то не платил налог, он взыскивался со следующего звена. Алексеев признает, что такая система, по сути, ввела презумпцию налоговой недобросовестности, но отмечает ее высокую эффективность в борьбе с уклонением от уплаты НДС.
Суть же реформы Набиуллиной, считает Алексеев, заключалась в том, что банкам перестали давать возможность «включать дурака» в отношении сомнительных операций. До прихода Набиуллиной в ЦБ существовала обширная система параллельного банкинга, через которую осуществлялись теневые услуги по «конвертации» и «обналичиванию» средств. Когда налоговая служба пыталась арестовать счета таких подставных контор, банки ссылались на то, что это деньги их клиентов, и требовали множество документов, позволяя «клиентам» вывести средства. Набиуллина решила эту проблему радикально, отзывая лицензии у банков, замеченных в подобных операциях. В результате, по мнению Алексеева, теневой банкинг практически прекратил свое существование.
«В результате, по моим представлениям, к середине 2010-х (ну, может, с 2018-го) рынок обелился почти полностью. Конечно, осталось 5%, ну максимум 10% – на всяких рынках типа «Горбушки» или «Садовода», где продажи велись от лица ИП на упрощенке. Дело в том, что, находясь на спецрежиме, ИП не имеет НДС в чеке, не подает книги покупок и продаж – и, соответственно, АСК НДС не может отследить цепочку движения товара. А значит, можно легко продать товар, который заехал мимо таможни. Но расцвести этому мешала физическая невозможность распространить такую форму торговли в больших масштабах. Экономия на НДС перекрывалась затратностью и риском развития «сетей ИП». Да и налоговая научилась вскоре бороться с таким дроблением бизнеса», – рассказал глава DNS.
Но с появлением маркетплейсов ситуация опять повернулась на 180 градусов. Алексеев подчеркивает, что вместе с очевидными преимуществами, которые принесли онлайн-платформы, появилось и много «мутного».
В качестве примера Алексеев приводит ситуацию с iPhone. По его словам, сейчас зачастую выгоднее купить «серый» смартфон, так как он дешевле. «DNS, торгуя легально, не может конкурировать с товаром, который прошел мимо таможни. Мы торгуем ими по себестоимости, но не можем тягаться с товаром, проехавшим мимо таможни», – пишет Алексеев.
Однако проблема не только в «сером» импорте. Алексеев отмечает, что среда маркетплейсов привлекает мошенников и риск нарваться на восстановленный или «мутный» iPhone, купленный на WB или Ozon, оценивается им в 10-15%. Кроме того, покупка у ИП или по кроссборду часто лишает покупателя гарантии. На вопрос о гарантийном обслуживании, заданный на WB, ответа, по словам Алексеева, получить не удалось. Маркетплейсы в таких случаях, как правило, занимают позицию «мы просто разместили объявление».
Алексеев подчеркивает, что это не частный случай, а системная проблема. Если четверть рынка торгует без НДС, без гарантий, без ответственности, это уже не просто «серый угол», а новая норма. По мнению главы DNS, такая ситуация не может продолжаться долго. Государство либо проигнорирует проблему, либо вмешается, но уже жестко, грубо и по-своему. И тогда удар будет нанесен как по самим маркетплейсам, так и по покупателям.
P.S. Новые посты Алексеева стали продолжением истории о том, как совладелец сети электроники DNS приобрел подозрительно дешевые кроссовки Asics на маркетплейсе. Этот случай, казалось бы, рядовой, высветил целый ряд проблем, с которыми сталкивается российский рынок онлайн-торговли: от засилья контрафакта до неравных условий для отечественного производителя.

