Автодилеры в России массово разоряются. По словам президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексея Подщеколдина, с начала 2025 г. уже прекратили свою деятельность около 200 компаний. Под угрозой закрытия находится еще треть всех автодилеров, столкнувшихся с серьезными финансовыми трудностями из-за резкого падения продаж.
По данным РОАД, средний объем продаж одного дилерского центра в России составляет всего 400 автомобилей в год – цифра, зачастую недостаточная для покрытия расходов.
Всего на российском рынке представлено 124 автомобильных бренда, в основном китайских. Подщеколдин сравнил ситуацию с США – там брендов всего 45.
Столь значительное количество автобрендов в России приводит к тому, что средние продажи на одного производителя составляют лишь 12 900 автомобилей в год – в 28 раз меньше, чем в США (355 500 автомобилей). Такая фрагментация рынка усугубляет положение дилеров, делая их бизнес все менее прибыльным.
Ситуацию усугубляет и растущий импорт автомобилей физическими лицами через границу с Китаем. С начала года ввоз иномарок в Приморье вырос более чем в пять раз, достигнув 17,1 тысячи единиц. Популярностью пользуются как новые автомобили, так и машины с пробегом, в основном китайских марок, включая электромобили. Таможенные органы отмечают значительный рост оформленных автомобилей для личного пользования и существенные поступления в бюджет в виде таможенных платежей и утилизационного сбора.
С начала года импорт вырос в 5,2 раза – до 17,1 тыс. автомобилей. По словам пресс-секретаря Уссурийской таможни Ирины Кульчицкой, сумма уплаченных таможенных и иных платежей с учетом уплаты утилизационного сбора составила порядка 8 млрд руб.
Отметим, за 2024 г. было оформлено 17 785 транспортных средств для личного пользования, что в 6 раз больше, чем в 2023 г. Сумма уплаченных таможенных платежей с учетом уплаты утилизационного сбора составила 9,4 млрд руб.