2025-07-17T12:20:11+10:00 2025-07-17T12:20:11+10:00

Счетная палата негативно оценила работу весогабаритного контроля в России

фото KONKURENT |  Счетная палата негативно оценила работу весогабаритного контроля в России
фото KONKURENT

Около половины автоматических пунктов весогабаритного контроля транспортных средств (АПВК) на автомобильных дорогах федерального, регионального и местного значения не фиксируют нарушения, говорится в отчете Счетной палаты.

«Всего по итогам 2024 г. на автомобильных дорогах установлено 579 АПВГК (функционируют 49,4%)», – указывается в отчете по итогам аудита реализации мероприятий федеральной программы «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства».

По словам аудитора Счетной палаты Валерия Богомолова, основными причинами неработоспособности являются дефекты дорожного покрытия в зоне контроля и поломки оборудования.

«Размер недополученных доходов бюджетной системы из-за проблем с функционированием пунктов весогабаритного контроля составил почти 26 млрд руб., из них 4,5 млрд руб. приходится на федеральные пункты весогабаритного контроля, 21,5 млрд руб. – на региональные», – добавил он.

В части регионов были выявлены альтернативные пути объезда установленных пунктов контроля, что позволяет перевозчикам избегать привлечения к административной ответственности.

Кроме того, анализ выявил недостатки в администрировании штрафов за нарушения правил движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта и нормативном регулировании этой сферы. Так, с 2023 г. полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях в рассматриваемой сфере возложены на Ространснадзор, однако регионы не имеют достаточной информации о количестве вынесенных службой постановлений о правонарушениях, зафиксированных АПВК, а также об отклоненных актах измерений и причинах отказа в вынесении постановлений.

«Это затрудняет планирование мероприятий по развитию системы весогабаритного контроля», – подчеркнули в Счетной палате.

Другая проблема касается срока давности привлечения к административной ответственности за нарушения правил движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта. Сейчас он составляет два месяца.

«Анализ показал, что установленный период не позволяет в полном объеме обеспечить вынесение постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, ст. 12.211 «Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства». Это дает возможность недобросовестным перевозчикам избегать административного наказания», – отметили в Счетной палате, добавив, что в 2024 г. из-за истечения срока давности Ространснадзор не вынес более 1 тысячи постановлений по делам об административных правонарушениях в сфере весогабаритного контроля. В результате лица, допустившие правонарушения на общую сумму 332,6 млн руб., к ответственности не привлечены.

Для устранения проблем Счетная палата предложила Минтрансу увеличить срок давности привлечения к ответственности за нарушения правил движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта, а также нормативно установить обязанность водителей обеспечивать беспрепятственную фото- и видеофиксацию государственного регистрационного знака транспортного средства.

Кроме того, Ространснадзору рекомендовано обеспечить ежеквартальное информирование субъектов РФ о результатах работы в сфере весогабаритного контроля, осуществляемого с помощью АПВК, Росавтодору и субъектам РФ – привести установленные пункты весогабаритного контроля в рабочее состояние, позволяющее осуществлять фиксацию правонарушений.

 

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram и MAX