2025-07-24T09:05:24+10:00 2025-07-24T09:05:24+10:00

Владельцы АЗС достанут пистолеты. Цены на бензин взбесились

Фото: freepik.com |  Владельцы АЗС достанут пистолеты. Цены на бензин взбесились
Фото: freepik.com

Биржевые цены на бензин вторую неделю подряд демонстрируют динамичный рост. По итогам торгов 23 июля стоимость Аи-92 на бирже преодолела психологическую отметку обнуления демпфера. Стоимость Аи-95 подходит к рекордам 2023 г., когда на топливном рынке был глубокий ценовой кризис, разрешившийся впервые введенным тотальным запретом на экспорт нефтепродуктов из России.

По данным Петербургской биржи, цена Аи-92 по индексу Европейской части России (именно он учитывается при расчете демпфера) 23 июля достигла 66 601 руб./т, тогда как в 2025 г. ориентиром для обнуления топливного демпфера является цена Аи-92 в среднем за месяц в 66 495 руб./т.

Согласно Налоговому кодексу, если оптовые цены на топливо в стране слишком сильно растут и в среднем за месяц отклоняются от установленных индикативных цен более чем на 10% по бензинам и 20% по дизтопливу, то демпфер из бюджета за этот месяц не выплачивается. То есть нефтяники не получат демпфер, если в среднем за месяц цена Аи-92 превысит 66 495 руб./т или по дизтопливу – 68 640 руб./т. 

Если смотреть биржевые цены на Аи-92 в среднем за июль, то у нефтяников есть все шансы сохранить получение бюджетных выплат по демпферу. Но если биржевые цены на бензин продолжат расти в августе и сентябре, то для нефтекомпаний повышается риск остаться без демпфера. Пока прецедент с обнулением демпфера на топливном рынке случился единожды – в разгар ценового кризиса 2023 г. нефтяники не получили из бюджета демпфер за сентябрь.

Биржевая стоимость Аи-95 по индексу европейской части России по данным на 23 июля составила 76 022 руб./т, она уверенно приближается к абсолютному рекорду в 76 797 руб./т от сентября 2023 г.

Участники топливного рынка не видят предпосылок к снижению биржевых цен, потому что остаются актуальными те проблемы, что вызвали рост стоимости в конце июня – начале июля. Первопричиной остается недостаточное предложение на бирже. Сезонный спрос на топливо будет повышаться до конца лета, НПЗ продолжат ремонты вплоть до «золотой» осени, а значит – бензинов на бирже больше не станет, и цены могут расти все выше и выше.

Возможно, сбить градус напряжения поможет полный запрет на экспорт. Сейчас он распространяется только на непроизводителей, при этом нефтяники имеют право экспортировать бензины. Вице-премьер Александр Новак заявлял 11 июля, что власти обсуждают введение запрета на экспорт бензина для нефтекомпаний, решение будет зависеть от динамики котировок на бирже. Однако эксперты топливного рынка предполагают, что подобный запрет окажется только передышкой, поскольку в настоящее время экспорт бензинов незначительный и его разворот на внутренний рынок не даст большого увеличения объемов на бирже.

Между тем в последние недели в публичном поле активизировалась тема расширения порога отсечки по демпферу. Нефтекомпании предлагают повышение диапазона отклонения до 20% по бензину и 30% по дизтопливу. Позиция Минфина – рост до 15 и 25% соответственно. Как компромиссный вариант предлагается двухэтапное повышение – сначала до 15 и 25% на один-два года, потом до 20 и 30%. Финальное решение по очередной корректировке топливного демпфера – за правительством.

Тем временем обсуждение роста отсечки демпфера добавляют нервозности топливному рынку. Если порог обнуления будет повышен, то и потолок допустимого колебания биржевой стоимости топлива вырастет. А это спровоцирует новый скачок цен на Петербургской бирже.

В Минэнерго подчеркивают, что ситуация на внутреннем топливном рынке остается контролируемой, а колебания цен носят сезонный характер. «Запасы бензина и дизельного топлива находятся на уровне, близком к историческим максимумам, отрасль полностью готова к сезонному увеличению спроса на нефтепродукты», – отмечали ранее в ведомстве.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram и MAX