В мире видеоигр существует удивительный феномен: несмотря на стремительное развитие технологий и появление игр с фотореалистичной графикой, старые проекты, которым уже около трех десятилетий, не теряют своей актуальности, а, наоборот, набирают популярность. Причем главные игроки – взрослые россияне-миллениалы.
Представьте себе жанры, которые, казалось бы, должны были уступить место более современным аналогам. Это и динамичные шутеры, где игрокам предстоит сражаться с яркими, комиксоподобными монстрами, и масштабные стратегии, переносящие нас на далекие планеты, где разворачиваются битвы между армиями роботов. Сюда же относятся и симуляторы, дающие возможность взять под контроль разнообразную технику, от мощных машин до космических кораблей.
Что же объединяет эти, на первый взгляд, устаревшие игры? Прежде всего, это их узнаваемая, «квадратная» графика, где каждый пиксель отчетливо виден, а персонажи и окружение состоят из простых геометрических форм. Вторая общая черта – это схожие игровые механики. Игроки либо сосредоточены на сборе ресурсов и уничтожении вражеских армий в эпических сражениях, либо погружаются в напряженные перестрелки на ограниченных локациях, сражаясь с разнообразными противниками: от призраков и монстров до вражеских солдат.
Казалось бы, ретроигры, выпущенные 30 лет назад, не выдерживают никакой конкуренции с современными проектами с их 3D-графикой: рельефным текстурированием, позволяющим имитировать неровности, HDR, улучшающим яркость, трассировкой лучей, которая дает возможность увидеть в игре свет, похожий на настоящий. Но спрос на старые игры все равно растет, нарушая все законы рынка, – с 2020 г. ежегодный рост продаж ретроконсолей (современные имитации старых игровых приставок) составляет 15–20%.
Ностальгию поддерживают прежде всего марктетплейсы. Здесь до 2 тыс. руб. можно приобрести так называемые геймстики – компактные игровые консоли, которые легко подключаются к современным телевизорам. В комплекте – сотни игр и два джойстика, что позволит сразу же погрузиться в мир старых добрых развлечений. Настоящие геймеры вообще готовы тратить десятки тысяч рублей за оригинальное оборудование и создавать под это бизнес.
Москва – Владивосток
Например, времена, когда игры были интереснее, фильмы зрелищнее и трава зеленее, предлагает Виталий Ерошенко, владелец московского Retro Gaming Club. Здесь можно найти настоящие раритеты: приставки Dendy, Sega, PlayStation, Super Nintendo, Nintendo 64 и Xbox Original. А для полного погружения – телевизоры с выпуклыми кинескопами из 90-х и видеокассеты с культовой озвучкой Дмитрия Пучкова (Гоблина).
«Идея клуба родилась в 2022 г., – делится Виталий Ерошенко. – Несмотря на скромные размеры и не самое выгодное расположение, нас ежемесячно посещают около 200 человек. Моя страсть к ретрогеймингу началась лет в двадцать. Тогда я создал сайт, где выкладывал старые игры, начиная с крошечных, по нескольку десятков килобайт. Позже сайт стал более продвинутым, с более серьезными играми. Но главным желанием оставалось создать дома уголок, где можно было бы играть в Dendy и Sega».
По словам Ерошенко, сегодня на рынке полно универсальных приставок, которые эмулируют игры от Dendy до PlayStation 4. Но это лишь бледная тень оригинала, уверенно заявляет Ерошенко: «Меняются текстуры, декорации – будущее, киберпанк, средневековье, – но логика остается прежней. Я обожаю старые игры за те яркие, неподдельные эмоции, которые они дарили. Ностальгия – это мощная сила. Тогда каждая новая интересная игра вызывала настоящий восторг. Я наигрался в Mario и Battle City, но до сих пор люблю Double Dragon и Battletoads. А на PC предпочитаю Warcraft 1 и 2, Starcraft, Quake, Duke Nuken. Недавно даже играл в Wolfenstein 3D на ноутбуке».
Во Владивостоке увлечение ретрогеймингом пока не получило широкого распространения. Несмотря на потенциальный интерес со стороны миллениалов, у которых есть средства на развлечения, владельцы игровых клубов не спешат предлагать контент, объясняя это отсутствием спроса. Сейчас поиграть в старые игры можно в основном на персональном компьютере.
Но первые зачатки уже появились. Так, преподаватель информационных технологий и давний поклонник старых игр Сергей Дубровин создал онлайн-сообщество, посвященное ретроиграм: «Начал потихонечку привлекать студентов. Выходит человек из колледжа, куда себя девать? Либо в торговый центр, либо в подъезд, либо дома сидеть за компом. Принес в кабинет игровой комбайн, подключил, ребята заинтересовались».
Студентам нравятся «Черепашки ниндзя». Сам Дубровин – поклонник The legend jf Zelda, Rockin’ Kats и «всякой японщины». Любит игры стилей Shoot ‘Em Up, Bullet Hell – когда надо лететь вверх (вправо), стрелять и уворачиваться. Раньше такие игрухи были интереснее, считает Дубровин.
Однако комбайн в кабинете – это полумера и не «тру». В оригинале, как считает Сергей Дубровин, нужны аутентичные консоли с конца 80-х и по начало 2000-х. Предпочтительны ламповые телевизоры, которые дают именно такую картинку, как необходимо. «Пиксели не выделяются, картинка сглаженная, ощущения совсем другие», – считает Сергей Дубровин.
Родом из детства
Последователи старых игр признают: одна из главных причин возвращения моды на ретро – это ностальгия. А бизнесмены готовы поддерживать спрос, ибо то старое поколение сейчас стало самой платежеспособной аудиторией.
Преподаватель Ольга Б.: «Некоторое время назад пошло такое веяние, что появились консоли со старыми играми. Играю (изредка) в Heroes III, Battle City, Duck Hunt, все это воспоминания из детства. Несколько лет назад мне подарили приставку, на Новый год можем присесть за нее с братом и сестрой, «порубиться». В общем, это хороший способ семейного времяпровождения, ностальгия по беззаботному детству».
Дмитрий Шевцов, врач возрастом 47 лет: «Однажды родители купили мне китайскую приставку какого-то малоизвестного бренда (аналог Dendy). И понеслось: после уроков и вместо них просиживал за играми. Открыл для себя Mario, Battle City, Contra, Bomberman, Kung Fu. Положение сохранять было нельзя, потому, если садился, приходилось играть «до победного». Натренировался быстро, игры, уровни которых можно проходить вдвоем, предпочитал осваивать в одного, чтобы никто не тормозил мою технику и я «не подыхал». Всю «Контру» и сейчас могу пройти за два часа! На Mario уходило до полусуток. К окончанию средней школы я дошел до победного финала во всех интересных дня меня играх и остыл.
История получила продолжение благодаря детям, у меня два сына. Восемь лет назад я за 1,5 тыс. рублей приобрел приставку noname, такую же, как в детстве. Магазин торгует раритетами, но сама приставка была новая, в упаковке: то ли из запасов, то ли до сих пор их где-то выпускают. Пацаны тогда вовсю просиживали за современными мощными PC и PS, играли во все самое новое и интересное. Я решил им показать что-то из своего детства, какую-то альтернативу предоставить, что ли. Не нравилось видеть, как ребята мучают клавиатуру, а на родителей внимания минимум.
Так что ретроигры могут помочь в снятии психологических барьеров между поколениями. Правда, в моем случае счастье длилось недолго. Сыновья быстро убедились, что папу им не переиграть – и Dendy стал неактуален. Но смысл есть».
«Чистокровный платформер»
Интерес миллениалов к ретроиграм – это не столько про «не наигрались в детстве», сколько про ностальгию и ощущение пережитых эмоций, указывает руководитель event-отдела колледжа информационных и креативных технологий ВВГУ (IThub Владивосток) Лианна Мурадян.
По ее словам, людям 30–40 лет знакомы времена первых игровых приставок, картриджей, пиксельной графики и ламповой музыки. «Думаю, это часть их личной истории. Кроме того, старые игры зачастую проще по механике, но при этом сложнее по геймплейным вызовам, что делает их интересными и сегодня. Для многих это способ показать своим детям, с чего начиналась игровая культура. Для кого-то – настоящая медитация и отдых от современных динамичных проектов. Именно поэтому на нашем ежегодном мероприятии «День компьютерных игр» в колледже информационных и креативных технологий ВВГУ (IThub Владивосток) ретрозона пользуется неизменной популярностью. Люди с удовольствием возвращаются к Super Mario, Tetris, Mortal Kombat или Dendy, делясь эмоциями, вспоминая истории и, по сути, проживая свой игровой опыт заново», – сообщила Мурадян.
Наталья Кравцова, арт-лид компании Elephant Games Ar (Big Fish): «Для миллениалов важен психологический момент, когда они погружаются в ту атмосферу, которая была привычной в детском, молодежном возрасте. Беззаботное время, по сравнению с взрослостью, полной забот и ответственности. Время, когда все чувства были обострены. Большинство игроков – люди взрослого возраста. Это хорошо объясняет большую популярность ремейков, ремастеров. Допустим, огромной популярностью пользуется Silent Hill из 2000-х, которая получила вторую жизнь. Популярна VHS-графика, такая, как на видеокассетах из 90-х.
Намеренно ухудшается качество картинки, чтобы погрузить взрослых людей в подростковое состояние. Когда человек играет, он находится в «состоянии потока», приятного погружения и забвения. Если оно дополнительно поддерживается визуальными и звуковыми отсылками, это очень здорово.
Несколько лет назад вышла игра «Зайчик» (Tiny Bunny). Использование треков, вайба (настроения, атмосферы) конца 90-х – начала нулевых тоже сказалось. Для молодых людей это открытие, для не таких молодых – отсылка к беззаботному прошлому. Я разрабатываю игры в жанре hidden object – надо найти по списку вещи в комнате. По отзывам геймеров, им всегда приятно находить те вещи, которые знакомы с детства. Кассеты, картриджи, проигрыватели. Думаю, это игры мозга».