Реформа системы выплат в ОСАГО в натуральной форме – в виде авторемонта – увеличит долю таких возмещений в общем объеме выплат в 3-4 раза, с 5% до 15-20%, такой прогноз привел Интерфаксу в ходе интервью президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.
Президент РСА сообщил, что автостраховщики не рассчитывают на пересмотр базовых тарифов в ОСАГО в сторону повышения в связи с реформой выплат в натуральной форме.
Законопроект с поправками о реформе натуральных выплат был внесен в Госдуму РФ депутатами в ходе весенней сессии 2025 г. и прошел первое чтение.
Нововведение, согласно проекту поправок, связано с возможностью для потребителей получения страхового возмещения по ОСАГО в два этапа в случае выплаты в натуральной форме. После получения первой части выплаты деньгами и после организации авторемонта своими силами по своему усмотрению, автовладелец сможет получить от страховщика вторую часть выплаты деньгами же, рассчитанную в пределах износа автомобиля по договоренности со страховщиком. Согласно текущей редакции закона об ОСАГО, денежная выплата рассчитывается с учетом износа транспортного средства, который может доходить до 50%.
По словам Уфимцева, с началом реформы человек сам сможет выбирать станцию и порядок авторемонта по своему усмотрению. Допустим, после ДТП ремонт оценен в предельную сумму имущественного лимита по ОСАГО – 400 тыс. руб., но с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте, размер выплаты может составить 200 тыс. руб. Он получил выплату в размере 200 тыс. руб., затем идет и ремонтирует автомобиль. Дальше может произойти две ситуации.
Первая – 200 тыс. руб. на ремонт хватило, поскольку водитель использовал, например, более дешевые бывшие в употреблении запасные части (а все праворульные только так и ремонтируются за неимением альтернативы). Никакой доплаты не будет. В такой ситуации обращение к страховщику за доплатой не потребуется.
Вторая ситуация. Отремонтировался, но денег не хватило. Автовладелец может рассчитывать на доплату, размер которой ограничен размером износа и лимитом выплаты по договору ОСАГО, т. е. в данном примере максимальный размер доплаты составит 200 тыс. руб. (при подтверждении затрат на организованный своими силами авторемонт и с учетом цен в справочниках ОСАГО). Сумму сверх лимита выплаты ОСАГО он оплачивает СТО сам.
Глава РСА сообщил, какие условия должны быть соблюдены автовладельцем для получения второй части выплаты в виде ремонта автомобиля: «Первое – после получения страховой выплаты ремонт должен быть осуществлен в период не более 9 месяцев, чтобы люди не пришли ремонтироваться через два года. Второе – владелец транспортного средства должен скрытые повреждения, обнаруженные в ходе авторемонта СТОА, обязательно показать страховщику. В противном случае речь пойдет об оплате только тех повреждений, которые зафиксированы в первичной экспертизе».
Нынешнее положение дел с выплатами в виде авторемонта в ОСАГО никого не удовлетворяет, подчеркнул Уфимцев в ходе беседы. Коллизия складывается такая, привел пример глава РСА: «Автовладелец после ДТП рассчитывает на возмещение по ОСАГО в натуральной форме, идет к страховщику для решения этого вопроса. А тот ему в ответ: «К сожалению, я направил запрос на станцию авторемонта, с которой у меня заключен договор. Она сообщает, что не может выполнить ремонт в течение 30 дней, отведенных законом об ОСАГО». Ситуация может выглядеть иначе – у страховой компании нет договора со станцией, на которую в принципе можно направить автомобиль на ремонт. То есть в законе предусмотрено, что страховщик по закону об ОСАГО обязан организовать выплату в натуральном виде, но выполнить это невозможно – нет подтверждения от автосервиса на проведение ремонта или вообще нет договоров со станциями, потому что станции не обязаны заключать такие договоры со страховщиками», – пояснил президент РСА.
Сложившимися противоречиями в сфере авторемонта в ОСАГО активно пользуются автоюристы, которые зарабатывают на противоречиях норм закона реалиям, сложившимся в последние годы в сфере авторемонта, отметил Уфимцев. Задуманная законодателями реформа лишает их основания для масштабирования такого бизнеса в стране.