2025-07-31T12:31:08+10:00 2025-07-31T12:31:08+10:00

Стеклобой, гранулят, стрейч. Как в Приморье делают бизнес на вторсырье

primorsky.ru |  Стеклобой, гранулят, стрейч. Как в Приморье делают бизнес на вторсырье
primorsky.ru

В сфере управления отходами государство активно внедряет принципы экономики замкнутого цикла. Основное внимание уделяется твердым коммунальным отходам (ТКО). По оценкам экспертов, в Приморском крае около 20% вторичных ресурсов из этой категории уже возвращается в производственный цикл. Представители бизнеса, занимающиеся сбором и переработкой ТКО, отмечают, что их деятельность остается прибыльной. Однако в последнее время из-за укрепления национальной валюты и усиления конкуренции со стороны зарубежных компаний рентабельность этого направления несколько снизилась. Очевидно, что до формирования полноценного и стабильного рынка вторичных материалов нашему региону еще предстоит пройти значительный путь.

Бумажные реки

По сообщению пресс-секретаря КГУП «Приморский экологический оператор» (ПЭО) Ирины Кильневой, предприятие полностью выполнило план по сортировке вторсырья и извлечению вторичных материальных ресурсов (ВМР) в рамках нацпроекта «Экология».

В 2024 г. на комплекс по переработке и утилизации на ул. Холмистой, 1 поступило 241,5 тыс. тонн твердых коммунальных отходов (ТКО). Из них было отсортировано 134,5 тыс. тонн, что позволило извлечь 2921 тонну ВМР. Все собранное вторсырье было выставлено на электронные аукционы.

«Отходы поступают на сортировочную линию, где в первую очередь отделяются стекло, алюминиевые и жестяные банки. Остальные материалы разделяются на фракции и накапливаются в баках. Пластиковые бутылки прессуются для уменьшения объема, а картон очищается от примесей, таких как скотч. Чистый картон, не загрязненный жирами, может быть передан на переработку картонной фабрике в Уссурийске. Вторсырье, представленное примерно 15–16 наименованиями, реализуется через открытую электронную площадку», – сообщила Кильневая.

Но есть проблема – снижение закупочных цен на макулатуру. В компании «Ресурс» отметили, что при самостоятельной доставке до пункта приемки стоимость картона составляет 3 руб. за килограмм, а белой использованной бумаги формата А4 – 2 руб. Это значительно ниже прежних цен, которые составляли 6–7 руб. за килограмм макулатуры.

Индивидуальный предприниматель Евгений Коробков отмечает, что готов закупать и вывозить картон стоимостью до 2 тыс. за тонну, но только при условии наличия больших объемов: «Ехать через город ради 200 кг нецелесообразно. Иногда компании, организации отдают бракованные картонные коробки тоннами за бесценок, они просто по размеру не подошли. Сегодня делаю акцент на полиэтиленовую пленку. Часть пленки идет местным производителям, в Приморье есть несколько заводов, которые производят гранулы, из которых изготавливают в дальнейшем стрейч, пищевую, ПВД-пленки, трубы из полиэтилена низкого давления. Раньше вторсырьем занимались как компании, так и частные лица, но последних осталось мало. Стоимость что картона, что пленки снизилась. Все зависит от заводов-производителей, год-полтора назад покупали пленку по 40 руб., полгода назад стоимость снизилась до 30, сегодня она составляет 25–27 руб. Цена падает вслед за курсом доллара».

Стоит отметить, что бОльшая часть собранного ПЭО вторсырья отправляется на запад. Допустим, стеклобой идет в Новосибирскую область. Опасные отходы, вроде автошин, вывозить за пределы региона нельзя, их перерабатывают в Приморье. То есть в отличие от Европы, где за контроль за ТКО борются мафиозные кланы, в Приморском крае пока ажиотажа вокруг мусорных завалов не наблюдается. Но предприимчивые люди интерес проявляют.

Пластиковые берега

Пластик критикуют за короткий срок службы. Если оценивать жизненный цикл материала, то экологические издержки пластика в четыре раза ниже, чем у металла, картона или бумаги. Главная проблема не в том, как мир использует пластик, а куда он отправляется из мусорных контейнеров. Каждый год в России образуется около 3 млн тонн пластиковых отходов. Специалисты НИУ ВШЭ провели анализ данных и пришли к выводу, что на переработку из этого количества отправляется всего 10–12%. Система раздельного сбора отходов в России пока не позволяет добиться полной загрузки профильных предприятий по переработке пластика.

Егор Бабенко, генеральный директор ООО «Пластик ДВ», отмечает, что его компания закупает около 20 тонн пластика в месяц у различных поставщиков. «Это, конечно, лишь малая часть пластиковых отходов, которые выбрасываются в Приморье, – говорит он. – Нам требуется чистое сырье, поэтому мы сотрудничаем с теми, кто способен его качественно собирать».

Возвращение пластика в производство – эффективный шаг для предприятий и экологии. Рециклинг тонны полимеров требует в среднем 10% энергии и воды от затрат на первичное производство. Если добавить к экономии неограниченное количество циклов переработки, то полимеры оказываются еще и выгодным материалом.

«Только на двух предприятиях края ежемесячно перерабатывается до 60 тонн вторичного пластика, который превращается в гранулят. Он потом используется для изготовления изделий для рыбной промышленности, а также труб, в том числе для систем канализации», – говорит Кильневая из КГУП «ПЭО».

Однако, признается Бабенко, рентабельность бизнеса подвержена колебаниям: сейчас заниматься переработкой не так выгодно, как полгода назад. Более того, несмотря на доступность российского пластика, некоторые приморские производители предпочитают импортные аналоги, например корейские. «Зарубежные поставки значительно влияют на рынок», – поясняет Бабенко.

Андрей Шульга, генеральный директор ООО «Репласт», рассказывает, что его компания перерабатывает пластик, собранный в различных городах Дальнего Востока. В Вольно-Надеждинском затем из вторичного сырья производят пластиковую крошку, а в Уссурийске – конечную продукцию: ПЭТ-флекс, стреппинг-ленту и стрейч-пленку.«Раньше мы отправляли флекс целиком на запад России, но со временем транспортные расходы «съели» всю маржинальность и пришлось заняться производством конечной продукции. Сейчас только те виды хлопьев, которые мы не перерабатываем, отправляем в европейскую часть, остальное идет на ленту. Также производим стрейч-пленку из отходов полиэтилена», – говорит Шульга.

Ежемесячно предприятие выпускает 80 тонн флекса, 40 тонн гранул, 30–40 тонн ленты и столько же пленки. По словам Андрея Шульги, в настоящее время в Приморье существуют две компании, которые производят пластиковые бутылки из первичного сырья. Однако, чтобы добиться пищевого качество флэкса, в отличие от технического, процесс переработки пластика должен быть значительно глубже.

«Идея о том, чтобы делать из ПЭТ-бутылки ПЭТ-бутылку – основообразующая, мы к этому идем. Требуются крупные инвестиции, принципиально иной завод, – объясняет Шульга. – Но переработчики вторсырья сильно зависят от долларового курса. Индикатором является стоимость полиэфирного волокна. Много данного сырья поставляется из арабских стран, Ирана, Китая, Средней Азии. Покупатели подстраиваются под импортные цены, иногда им невыгодно бывает покупать в России, везут сырье из-за границы.

«Производить и перерабатывать в России в связи со снижением курса доллара становится невыгодным. Отрасль в целом была конкурентоспособной при курсе доллара в районе 100 руб., мы были защищены от внешних игроков», – говорит Шульга.

По его подсчетам, в агломерации Владивостока ежегодно оказывается в отходах 20 тыс. тонн пластиковых бутылок. С учетом того, что «Репласт» перерабатывает ежегодно 1,5–2 тыс. тонн и не только владивостокского пластика, на долю компании приходится всего несколько процентов ПЭТ-отходов из столицы Приморья.

«В целом потенциал рынка огромный, мы не достигли и 10% переработки от возможного объема, – говорит Андрей Шульга. – Существуют некоторые ограничивающие факторы. Знаю, что существуют крупные проекты по переработке ТБО, должны появиться новые сортировочные центры. По национальному проекту «Экология» стоит цель выйти на 50% переработки вторсырья к 2030 г. В некоторых регионах данный показатель достиг 30%. В Приморье мусор в основном складируется на полигонах. Есть несколько муниципалитетов, где волевыми усилиями людей, которые там трудятся, ведется сортировка, в целом выделяется процентов 20 вторсырья. Отдельная история – промышленные отходы, которых также огромное количество, непонятно, когда до них доберутся. То есть рынок – непаханое поле. Потому конкуренции между переработчиками пластика не наблюдается, скорее, мы соратники».

Шинные завалы

Автопокрышки отнесены к опасным отходам. На собственника, разместившего отработанные автопокрышки на площадках для КГО и ТКО, может быть наложен штраф: до 5 тыс. руб. для граждан и до 500 тыс. руб. для юридических лиц.

По действующему законодательству, сообщает Ирина Кильневая, вывоз колес на утилизацию обязан осуществить их собственник либо хозяин площадки для ТКО: управляющая компания, ТСЖ, либо сотрудники муниципальных предприятий: «Содержание городских территорий»(СГТ) и МКУ «Зеленый Владивосток». С начала года сотрудники муниципального предприятия СГТ собрали и передали на переработку 18 577 автопокрышек, более 40 тыс. шин отправило на переработку МКУ.

Между прочим, производители, использующие вторсырье, могут рассчитывать на господдержку, утвержден перечень из 38 продуктов и 8 видов. С 1 января 2025 г. для 12 видов продукции и 5 видов работ обязательно использование вторсырья и побочных продуктов. В цемент надо добавлять доменный шлак, коробки из гофрокартона, древесные топливные брикеты из отходов деревообработки, покрытия из резиновой крошки, силикатный и шлаковый кирпич. Среди работ – ликвидация и консервация горных выработок, дорожное строительство и рекультивация земель с применением фосфогипса.

Сегодня правительство пытается формировать рынок вторичных ресурсов административными мерами. Государственные органы обязали закупать товары с долей вторсырья (органические удобрения, почвогрунт и грунт для технических целей, тротуарная плитка и бордюры, покрытия из резиновой крошки и мягкая кровля).

Однако использовать ВМР, допустим, дорожные строители не спешат. Первый завод по переработке автомобильных покрышек учредитель ООО «ЭкоСтар Фэктори» Сергей Лазарев построил 15 лет назад: «Кроме нас есть в Уссурийске и Находке предприятия, которые утилизируют шины. Объемы переработки у нас – 10 тыс. тонн в год, это около миллиона покрышек. В Приморье ежегодно поступает в отходы 1–1,3 миллиона шин, по нашим подсчетам. То есть если мы введем дополнительные смены, то сможем покрыть все потребности региона, также способны будем принимать шины на переработку извне. Шины измельчаются на крошку самой различной фракции – от сравнительно крупной до буквально резиновой пыли. Пыль используется для производства регенерата. Мы поставляли ее на подмосковный завод, где делают девулканизацию и выпускают новую резину. В принципе, рециклинг резины – штука реальная, только заводов в России мало».

Сергей Лазарев знает о распоряжении правительства, согласно которому с 1 января 2025 г. не менее 5% от асфальтовой смеси должны составлять вторичные материалы – что-то из отходов. Экономика «асфальторезины» интересная. В битуме резиновой крошки может быть до 15–20%. При минимальной цене битума в 30 руб. (а в сезон до 50) резиновая крошка могла бы не только удешевить стоимость битума, но улучшить качественные характеристики асфальтобетонной смеси. Для дорожников же важны цена и качество.

«При условии полной продажи продукции рентабельность достигает 20–25%, – уверен Сергей Лазарев. – Примерно как в торговле. Но если в прошлом году мы не могли удовлетворить спрос, то в нынешнем наблюдаем серьезный спад, возникла затоварка. Сильно сократилась программа «1000 дворов», благоустройство общественных пространств, травмобезопасные покрытия стали замещать более дешевыми материалами. Так, возле владивостокского «Олимпийца» детская площадка засыпана галькой и щебенкой, которая пылит и неэстетично разлетается по гранитной плитке. Если мы не найдем применения резиновой крошке, то начнем сокращать производство продукции. А отработанных покрышек меньше не станет. Как избавляться от этого отхода?»

За утилизацию килограмма шин «ЭкоСтар Фэктори» берет 10 руб. (стандартная покрышка обойдется в сотню). На Сахалине за переработку килограмма шины тариф 33 руб., на Камчатке еще дороже. Вывозить дорого из-за больших объемов, да и везти, по большому счету, некуда: в Хабаровском крае при аналогичном Приморью тарифе (10 руб.) имеющиеся мощности и так перегружены, а отправлять дальше уже невозможно. Китай и Корея тут не помощники, поскольку, исходя из Базельской конвенции, к которой присоединилась Россия, трансграничные перемещения опасных отходов запрещены.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram и MAX