Недавно в Хабаровске прошла бизнес-встреча для местных предпринимателей – обсуждали франшизу «Пятёрочки», возможности партнерства и развитие современной розницы в одном из непростых регионов страны. О том, почему федеральный ретейл все активнее движется на Восток, как строятся отношения с локальными предпринимателями и чего не хватает Дальнему Востоку для роста – рассказывает Василий Беляев, директор по развитию территории в регионе.
– Как давно франшиза «Пятёрочки» активно развивается на Дальнем Востоке?
– Мы представили франшизу «Пятёрочки» на Дальнем Востоке в конце прошлого года и сразу обозначили регион как один из приоритетных. Мы вышли на прямой диалог с предпринимателями, в ходе очных встреч объясняем, как работает наша модель, показываем, что за брендом стоит серьезная поддержка. Например, недавно мы провели такое мероприятие в Хабаровске – получилось живое общение, явный интерес со стороны бизнеса, много вопросов. Люди хотят развивать свое дело, и мы им в этом готовы помогать.
– Можете сказать, насколько выросло количество магазинов «Пятёрочка» в регионе начиная с прошлого года?
– В 2024 году «Пятёрочка» открыла 114 собственных магазинов, в этом году в планах открыть около 170-200 магазинов и сохранить темпы роста в 2026 году.
Если говорить о франшизе, у нас уже подписан ряд соглашений с партнерами, и мы ведем активную работу по запуску точек в разных уголках региона. Дальний Восток – большая территория, и мы видим здесь колоссальный потенциал для роста.
– В чем вы видите конкретное преимущество модели обратного франчайзинга «Пятёрочки» в своем регионе?
– Главное – в степени участия и поддержки. В отличие от классического франчайзинга, где предприниматель фактически остается один на один с операционкой, наша модель – это партнерство в полном смысле. Мы не просто передаем бренд – мы управляем ассортиментом, ценовой политикой, логистикой. Все эти процессы – на стороне «Пятёрочки».
Представьте: предпринимателю не нужно искать поставщиков, заполнять полки, переживать из-за закупок. Мы все это берем на себя. А еще – мы оцениваем локацию, прогнозируем товарооборот с помощью наших цифровых инструментов, обучаем персонал, внедряем стандарты, остаемся на связи и после открытия магазина.
Партнер берет на себя инвестиции, но и получает гораздо больше уверенности: он не один, он с брендом, который не просто дал вывеску, а также заинтересован в результате. Это и есть ключевое отличие.
– Можно ли сказать, что эта модель уникальна в сравнении с конкурентами на Дальнем Востоке?
По нашим данным, на рынке франчайзинга в регионе нет подобных предложений. На Дальнем Востоке немного компаний федерального масштаба, поэтому в целом количество франшиз тут ограничено.
– Какие требования предъявляются потенциальному партнеру в регионе?
– Это стандартные требования по открытию франчайзингового магазина. В первую очередь – это помещение площадью от 350 до 600 квадратных метров. Важно, чтобы у партнера было либо право собственности, либо долгосрочная аренда на объект, подходящий под стандарты «Пятёрочки». И, конечно, правильное расположение с точки зрения локации.
Идеально, когда магазин расположен в центре жилого крупного массива и в транспортных узлах. Если говорить об инвестициях, то паушальный взнос составляет 500 тысяч рублей. А вот совокупные вложения на Дальнем Востоке в открытие одного магазина в среднем составляют 25–26 миллионов рублей. Но это уже «под ключ»: с ремонтом, оборудованием и всем необходимым для запуска.
– Какой срок окупаемости у магазина? Отличается ли он от других регионов?
– Срок окупаемости «Пятёрочки» в среднем составляет 3-3,5 года. По нашему опыту, срок может быть и меньше, учитывая, что большая часть наших магазинов торгует даже лучше, чем мы прогнозируем. Мы довольно консервативно подходим к прогнозу, чтобы была нормальная взвешенная цифра, на которую можно опереться. Когда открывается первый магазин в населенных пунктах, они демонстрируют очень хороший товарооборот. Поэтому потенциал к тому, чтобы этот средний срок окупаемости снижался – есть.
.jpg)
– Какие особенности региона влияют на работу магазинов? Есть ли сложности?
– Дальний Восток – это не просто «другой регион», это целый мир со своими климатическими, логистическими и инфраструктурными особенностями, которые, безусловно, очень влияют на наше развитие.
Во-первых, климат. Зимой температура может опускаться ниже -40 °C, летом – подниматься до +30 °C. Такие перепады требуют особого подхода: утепленные фасады, надежное отопление, мощные холодильные установки. Все это мы учитываем при запуске.
Во-вторых, логистика. Она здесь объективно сложнее и дороже, чем в западной части страны. Например, в Хабаровском крае зимой дороги часто заметает настолько, что доставка становится невозможной на несколько дней. Владивосток – город на холмах, объектов недвижимости не так много, и найти подходящее помещение –это целый квест. Магадан и похожие локации – отдельная история по логистике.
Сейчас у нас нет собственного распределительного центра (РЦ) на Дальнем Востоке, и это действительно сдерживает развитие. Но в конце этого года мы запустим собственный РЦ в Хабаровске. Это даст серьезный рывок – сократит логистические издержки и ускорит обеспечение магазинов товарами.
Так что, несмотря на все особенности, мы видим огромный потенциал в регионе и уверены в его развитии.
– А как сейчас выглядит рынок ретейла на Дальнем Востоке?
– Здесь есть сильные и крупные местные игроки, «Пятёрочка» стала первой федеральной сетью в регионе. Есть очень большая доля несетевой розницы, местной и локальной, различных форматов – от маленького ларька до какого-то небольшого магазина, например, с азиатским ассортиментом. И очень большая доля алкомаркетов.
– А есть ли ожидания аудитории к открытию больших брендов? Ждет ли Дальний Восток, что к ним придут федеральные компании?
– Открытие крупных федеральных брендов здесь воспринимается позитивно. Люди ждут не только продуктовые сети, но и, например, федеральные магазины одежды или обуви. Есть ощущение, что у аудитории есть потребность в новых форматах, в узнаваемых брендах и в стабильном качестве сервиса.
– А есть ли какие-то особенности в гастрономических предпочтениях дальневосточников, какие товары они выбирают?
– Безусловно! Хотя у нас, как и в других регионах, работает базовая ассортиментная матрица «Пятёрочки», мы стараемся учитывать вкусы и привычки местных жителей. Например, здесь особенно любят азиатскую кухню – это чувствуется. Поэтому в наших магазинах есть отдельная «азиатская полка» с товарами, знакомыми и любимыми у местной аудитории.
Мы постоянно расширяем это направление – добавляем лапшу, соусы, приправы, продукты для домашней китайской, японской и корейской кухни. А корейский майонез – это вообще хит, его в наших магазинах тоже активно покупают. Это все не просто тренд, а часть гастрономической культуры региона, и мы к ней внимательно относимся. При этом видим также и интерес местных жителей к новинкам – нашим собственным торговым маркам, охотно покупают их.
.jpg)
– Какие вы видите сейчас вызовы для развития сети на Дальнем Востоке?
– Один из главных вызовов – это дефицит подходящих помещений под магазины. На западе России рынок давно сформирован: там девелоперы строят объекты с учетом форматов федеральных сетей, таких как наша. А здесь, на Дальнем Востоке, таких пространств просто нет. Местные сети за 20 лет открывают то количество магазинов, которые мы открыли за 2,5 года. Плюс – сложная ситуация со стройкой. Например, почти все строительные материалы мы везем с запада страны. Местных подрядчиков, которые привыкли работать с сетями и знают наши стандарты, здесь тоже немного. Есть еще локальная специфика по кадрам. Например, сейчас сезон морей – люди массово уходят в отпуск и на месяц просто выпадают из рабочего процесса. Это непривычно и накладывает свой отпечаток на темпы развития. Но мы учимся работать в этих условиях и адаптируемся.
– А если говорить про вызовы, но с точки зрения партнеров? Нет ли, например, барьера ввиду высоких инвестиций для этого региона?
– Недвижимость здесь дорогая – по ценам на жилье можно сравнить с Москвой. А если говорить о строительстве коммерческих объектов, то оно выходит еще дороже. Во многом потому, что на многих площадках просто нет базовой инфраструктуры: ни коммуникаций, ни стабильного электроснабжения.
Часто приходится не просто строить «с нуля», но еще и решать технические задачи. Все это, конечно, влияет на порог входа для потенциальных партнеров и требует более продуманного подхода к планированию.
– Что может помочь преодолеть существующие барьеры? С точки зрения участников отрасли в целом.
– Один из ключевых шагов – запуск распределительных центров. В Хабаровске он уже строится, а следующий планируется во Владивостоке. Это серьезно усилит логистику и откроет больше возможностей как для нас, так и для местных производителей. Мы уже видим, что часть поставщиков, наблюдая за нашим ростом, начали инвестировать в расширение своих производств – это хороший сигнал. Плюс активно развивается доставка. На Дальнем Востоке до нас никто системно этим не занимался. Сейчас наша доля доставки здесь – одна из самых высоких в стране. «Пятёрочка» с собственной доставкой фактически стала флагманом в этом направлении.
– Сразу ли доставка получила отклик у местных жителей?
– Да, отклик был практически моментальным. Все просто: у конкурентов доставка может занимать часы, а у нас среднее время – около 30 минут. Это действительно заметная разница.
Мы видим хороший спрос даже в небольших населенных пунктах. Доставка постепенно становится частью и франчайзинговой модели – магазины, открытые по франшизе, активно участвуют в общем товарообороте через онлайн-заказы.
Для покупателя все просто и удобно: он просто заходит в приложение и делает заказ, не думая, из какого именно магазина ему везут – нашего собственного или франчайзингового. Все работает так, как должно.
– Как встречают новый магазин «Пятёрочка», когда его открывают? Есть ощущение, что его ждут?
– Однозначно, да. Особенно в небольших и отдаленных населенных пунктах – там открытие магазина становится настоящим событием. С утра к дверям приходят почти все местные жители, атмосфера очень праздничная, теплая, душевная. Люди искренне рады, потому что для них это не просто магазин – это новый уровень комфорта, доступности товаров и цен. Мы получаем много запросов от администраций разных районов – они сами просят нас прийти, потому что понимают: «Пятёрочка» становится важной частью инфраструктуры.
– Как вы видите стратегию развития франшизы на ближайшие несколько лет в регионе?
– Мы смотрим на развитие франшизы на Дальнем Востоке как на один из наших приоритетов. Планируем расти активно, но осознанно – уже в процессе открытия новый магазин, и до конца года будут еще. Регион для нас – один из фокусных, особенно с точки зрения долгосрочного потенциала.
Есть вдохновляющий опыт, например, Якутск – сложная логистика, экстремальный климат, но при этом все получилось, и получилось успешно. Этот кейс подтвердил, что даже в самых удаленных локациях, при правильном подходе и сильном партнере, франшиза работает. Поэтому мы сейчас в поиске таких же надежных, амбициозных предпринимателей, которые готовы строить бизнес вместе с нами. В некоторых случаях мы готовы передавать сразу целый регион одному сильному партнеру. Это позволяет сосредоточиться на планомерном развитии и выстроить партнерство на долгий срок.