Стремление продлить срок службы деталей и сэкономить на ремонте толкает водителей на нестандартные решения. Одним из таких спорных, но, как ни странно, распространенных приемов является сверление катализатора. Зачем это делают и насколько безопасен такой метод? На эти вопросы в беседе с порталом naavtotrasse.ru ответил автомеханик.
Катализатор, или каталитический нейтрализатор, – это ключевой элемент современной выхлопной системы автомобиля. Его основная задача – очищать выхлопные газы, значительно снижая количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу. Со временем, под воздействием высоких температур и химических процессов, внутренняя структура катализатора может терять свою пропускную способность, а в некоторых случаях – крошиться. Это не только снижает эффективность очистки, но и может привести к серьезным проблемам с двигателем, таким как потеря мощности и повышенный расход топлива.
На первый взгляд, решение проблемы очевидно – заменить изношенную деталь на новую. Однако стоимость нового катализатора часто становится неприятным сюрпризом для автовладельца. Цены на эту деталь для большинства автомобилей начинаются от 15-20 тыс. руб., а для автомобилей премиум-класса могут достигать 50-60 тыс. руб. И это при том, что на многих машинах установлено два таких фильтра.
Альтернативой дорогостоящей замене катализатора может стать установка пламегасителя. Однако этот метод требует более глубокого вмешательства – изменения программного обеспечения блока управления двигателем (ЭБУ). В современных автомобилях за катализатором установлен кислородный датчик, который анализирует состав выхлопных газов и на основе этих данных корректирует подачу топливно-воздушной смеси. Если удалить катализатор и некорректно перепрошить ЭБУ, двигатель может начать потреблять больше топлива, а его работа станет нестабильной.
Хотя специализированные сервисные центры могут выполнить такую доработку грамотно, многие автовладельцы ищут более бюджетные способы решения проблемы, избегая значительных финансовых затрат.
Именно в поисках экономии некоторые умельцы прибегают к сверлению катализатора. Суть метода заключается в том, чтобы просверлить в корпусе катализатора одно или несколько отверстий. Это увеличивает его пропускную способность, тем самым устраняя проблему забитого фильтра. Главное преимущество такого подхода – отсутствие необходимости замены детали и изменения прошивки ЭБУ.
Однако, как предупреждают специалисты, у этого, казалось бы, простого и бесплатного решения есть серьезный минус: автомобиль перестает соответствовать экологическим стандартам. Более того, это временная мера, которая может повлечь за собой другие, более серьезные неисправности.
В исправном автомобиле катализатор, как правило, служит в среднем 150-200 тысяч километров пробега. К этому моменту фильтр либо полностью забивается, либо начинает разрушаться. Интересно, что зачастую к моменту, когда катализатор выходит из строя, автомобиль уже успевает сменить владельца.
Если же автомобиль остается у одного владельца на протяжении длительного времени и пробег приближается к указанным цифрам, стоит задуматься о состоянии катализатора. Его стоимость сопоставима с ценой планового большого ТО, а польза от полноценной замены значительно выше, чем от временных «ремонтных хитростей».