Абитуриентское лето подходит к концу, и для многих оно оказалось не таким радостным, как мечталось. Вузы уже публикуют первые списки зачисленных – тех счастливчиков, кому помогли олимпиады, целевые направления или квоты. Впереди еще волна зачислений по общим баллам, но уже сейчас ясно: для многих двери в университет так и не откроются. Причина – новые правила приема, введенные Минобрнауки. Теперь вузы обязаны строго соблюдать заявленное количество мест. Раньше у них была возможность принять больше студентов, компенсируя это платным обучением. Но во исполнение поручения президента, вступившего в силу еще в феврале 2025 г., и число платников тоже ограничили. А что будет дальше?
Закон о госрегулировании приема в вузы на платные отделения приняли еще в мае. Он вступает в силу только с 1 сентября, и планировалось, что действовать начнет только в следующую приемную кампанию. Однако власти решили устроить переходный период уже сейчас: количество платных мест определял еще сам вуз, но «перебрать» заявленные места уже не было возможности. «В этом году проводится реальный конкурс на место, что приводит к увеличению среднего балла ЕГЭ, а значит, повышается качество абитуриента. С сентября 2025 г. будет определен новый порядок определения платных мест. Скорей всего, по тому же принципу, что и бюджетные места», – объясняет Галина Гомилевская, директор Международного института окружающей среды и туризма ВВГУ, кандидат экономических наук.
«Речь не об ограничениях, речь о качестве образования», – заявляет замглавы комитета Госдумы по науке и высшему образованию Екатерина Харченко. С одной стороны, да. Если учебные заведения возьмут меньше студентов, то преподаватели смогут уделить им больше внимания. Качество обучения от этого выиграет. Второй аргумент «за» – честный конкурс при приеме на коммерцию. Сейчас вузы в силу ограниченности бюджетных мест раздувают набор на платные отделения.
Но забота о качестве обучения и честном конкурсе – это лишь одна сторона медали. Другая, и депутаты честно о ней говорят, – это перекос в денежные специальности: экономика, управление, юриспруденция. «Мы не можем позволить себе в той ситуации дисбаланса рынка труда и системы образования готовить специалистов, которые не востребованы на рынке», – говорит Екатерина Харченко.
Одной из задач нового закона, по словам главы Минобрнауки Валерия Фалькова, станет «ликвидация некачественного высшего гуманитарного образования» и устранение диспропорций, когда вузы штампуют специалистов, не нужных рынку.
Словно предчувствуя беды, запрос на обучение в этом году вырос на порядок. За время приемной кампании 1,363 млн абитуриентов подали заявления в вузы на более чем 11,7 млн конкурсных групп. Значительный рост обозначен именно на платные места – от 19 до 100% в разных вузах.
Например, в РГГУ спрос на бюджетные места вырос на 44%, а на контрактные – на 100% по сравнению с 2024 г. В Московском политехническом университете количество заявлений «на платное» выросло в этом году на 86%. В РУДН было подано более 80 тыс. заявлений на бюджетные места, что на 52% больше в сравнении с 2024 годом. А на платные места заявлений было на 64% больше прошлогоднего (100 тыс. заявлений). РАНХиГС также заявил о всплеске интереса к обучению по договору: на бюджет заявления подали 41 тыс. человек, что на 14% больше, чем в 2024 г., а на платную основу – 57 тыс., на 19% больше прошлогоднего.
Рекордный наплыв абитуриентов образовался и в ДВФУ. В основной прием было подано свыше 86 тыс. заявлений от 18 тыс. человек – это на 10% больше, чем годом ранее. «Растет интерес к вузу со стороны абитуриентов из других регионов: число поступающих из-за пределов ДФО выросло с 40 до 50% по сравнению с 2024 г. Эти цифры могут сравниться с ведущими учебными заведениями Москвы, Санкт-Петербурга. Интерес абитуриентов к Дальнему Востоку растет, конкуренция за бюджетные места остается высокой, и многие абитуриенты могут начать рассматривать платные места как альтернативу для получения образования. Дальневосточный федеральный университет формирует количество коммерческих мест, учитывая число преподавателей, учебных аудиторий, жилищный фонд. Около 30% наших студентов обучаются на платной основе, и этот показатель остается стабильным», – прокомментировали в пресс-службе ДВФУ.
Под красивыми формулировками о «балансе рынка» скрывается куда более жесткая реальность для тысяч выпускников, особенно со следующего года. Как показал опыт приемной кампании – 2025, еще больше абитуриентов рискует оказаться за воротами вуза. «Как никогда много абитуриентов с западных регионов. Например, по направлению «Туризм» поступить смогут, скорей всего, не все желающие. В этом году мы получили около 600 заявлений на 76 мест», – комментирует Галина Гомилевская.
Яна Мальцева, руководитель интернет-группы ГТРК «Владивосток», кандидат политических наук, доцент ВШКТВ ВВГУ: «На данный момент кратного снижения платных мест на непрофильных для государства специальностях не наблюдается, поскольку в ряде вузов такие места уже были платными, что позволяет учебным заведениям пополнять бюджеты за счет коммерческих мест. В то же время полагаю, что будет проводиться работа по увеличению количества бюджетных мест по специальностям, востребованным государством».
Эксперты прогнозируют, что конкурс за каждое место вырастет многократно. В ряде направлений это будет уже не «контракт для всех желающих», а своеобразная VIP-зона – для детей с максимально высокими баллами ЕГЭ, победителей олимпиад и других обладателей «золотых» резюме. Для тех, кто недотянет до установленного минимума, альтернатива очевидна – колледжи и другие учреждения среднего специального образования. В реальности многие программы там не пользуются спросом у работодателей, а перспективы трудоустройства остаются туманными. Ни стабильной работы, ни достойной зарплаты.
Если реформа пойдет по жесткому сценарию, вузы станут уделом узкой прослойки «академической элиты». За романтическими лозунгами властей о возрождении среднего профессионального образования в реальности вся система может столкнуться с демотивацией молодежи и утечкой талантов за границу. Не говоря уже о провоцировании полулегальных «схем поступления» – через фиктивные льготы или договоренности с региональными вузами.
Власти заверяют, что вузы смогут подготовиться к новой реформе за счет текущего переходного периода. Но скромно умалчивают о том, что контрактники для вышек – это еще и традиционно значительная часть их бюджета. На популярных направлениях платники могли приносить университету до половины доходов. Теперь же этот источник финансирования если не прикроют, то резко сократят. Не последует ли за этим отток преподавателей, ухудшение материально-технической обеспеченности вузов, а следовательно, и качества обучения?
Анастасия Николенко, доцент, кандидат политических наук, доцент кафедры международных отношений ВВГУ: «Новый закон можно рассматривать как попытку направить студентов на приоритетные для государства специальности, такие как IT-сфера и инженерия, где обучают в том числе сборке дронов и другим высокотехнологичным, очень полезным в условиях СВО направлениям. Открытым остается вопрос: что делать абитуриентам, которые не имеют денег оплатить вуз или не прошли конкурс на бюджет? Большинство таких детей практически лишены возможности получить высшее образование, и в настоящее время речь идет о сегрегационной политике вузов, напоминающий тенденции начала 90-х годов, когда доступ к образованию становился прерогативой лишь обеспеченных слоев населения. Несмотря на это, социальные лифты не были полностью уничтожены, и возврат к дореволюционным устоям невозможен. Тем не менее, если молодое поколение лишится доступа к высшему образованию, это может привести к серьезным социальным потрясениям. Решение данного вопроса осложняется как сложной политической обстановкой, так и своеобразным распределением бюджетных средств.
Представьте ребенка, рожденного в отдаленном от города населенном пункте. Какие у него шансы получить достойное образование, уехать, увидеть мир и построить успешную жизнь? А будет ли у него вообще возможность получить высшее образование? Нынешняя ситуация похожа на намеренное ограничение доступа к знаниям бедных слоев населения. Если так продолжится, мы рискуем столкнуться с настоящей катастрофой, когда целые поколения будут лишены возможностей и перспектив. Да, сейчас активно продвигается идея образовательных кредитов. Но, возможно, «образовательная политика» сегодня направлена на поддержку банковского сектора и людей просто провоцируют на кредитование?»
Ольга Астафьева, кандидат экономических наук, доцент кафедры общего и проектного менеджмента факультета «Высшая школа управления» (Финансовый университет при Правительстве РФ): «Законодатели утверждают, что реформа направлена на повышение качества образования с учетом требований рынка труда, а не на создание ограничений доступа к высшему образованию. Сейчас 52% студенческого контингента ВО учится на платной основе (в Москве 65%). Абитуриентам надо быть готовым к тому, что проходной балл может возрасти. При этом правомерно ожидать, что часть из них не сможет поступить в те вузы, о которых мечтали или в которые могли быть зачислены по прежним правилам. Поэтому с этого года можно одновременно подавать документы в пять учебных заведений.
Возможно, благодаря проводимой реформе мы уйдем от массовости высшего образования, и оно перестанет быть обязательным элементом в резюме современных людей с учетом того, что сейчас активно развивают ступень ниже – СПО, которая является с каждым годом все более востребованной и привлекательной на фоне проводимых в стране изменений после начала СВО».
Галина Гомилевская: «К сожалению, высшее образование стало в последние годы сверхдоступным, в этой связи регулировка была необходима. Стране нужны инженеры, педагоги, медики, экологи и т. д. Но я уверена, что в этом году поток студентов на нужные государству факультеты опять не отличится ажиотажем. Как всегда, аншлаг на экономистов и юристов. Поэтому тем, кто ориентируется на высшее образование, следует учитывать новые реалии, сдавать правильные ЕГЭ и подавать туда, где больше мест и ниже проходные баллы, чтобы увеличить шансы на поступление. А если доступный факультет далек от «мечты» – после получения первого высшего образования всегда есть возможность переквалифицироваться в того специалиста, каким мечтается быть».