2025-08-27T11:18:00+10:00 2025-08-27T11:18:00+10:00

Приморским фермерам дадут по рабочим рукам. Из-за кадрового голода

Фото: freepik.com |  Приморским фермерам дадут по рабочим рукам. Из-за кадрового голода
Фото: freepik.com

Минсельхоз Приморья намерен предоставлять субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям, которые принимают участие в создании агротехнологических классов, узнал KONKURENT.RU из проекта соответствующего нормативного правового акта.

Меры поддержки разделили на три группы. Первая рассчитана на капитальный ремонт школ (из расчета не более 100 тыс. руб. на 1 кв. м площади класса). Это ориентировочно 6 млн руб. на класс при площади 60 кв. м.

Вторая мера поддержки – снабжение оборудованием из расчета не более 5 млн руб. на класс. Третья – стимулирующие выплаты учителям (не более 30 тыс. руб./мес. на 1 учителя по предметам биология, химия, физика, математика).

«Сельхозтоваропроизводитель вносит средства на счет школы (или сам проводит ремонт и закупку оборудования по утвержденному перечню). Проектом предлагается предоставлять субсидии сельхозтоваропроизводителю на возмещение произведенных затрат в размере 90% по ремонту школ и снабжению оборудованием и 95% по стимулирующим выплатам», – говорится в пояснительной записке к документу.

Идея создания агротехнологических классов заключается в обновлении и совершенствовании системы профориентационной работы в общем образовании. Предполагается, что это позволит расширить интерес у молодежи к сельскому хозяйству, к современным био- и агротехнологиям, сельскохозяйственной технике (автоматические системы, роботизированные платформы, эргономичное оборудование, цифровые приложения). Также власти рассчитывают сформировать у молодого поколения осознанный профессиональный выбор, ориентирующий на жизнь и профессиональную деятельность в сельской местности.

На данный момент на территории Приморского края ведут свою работу уже более 140 агроклассов (задействовано 1300 детей) в различных муниципалитетах края (Шкотовский, Михайловский, Октябрьский, Пограничный, Анучинский муниципальный округ, Надеждинский муниципальный район, Арсеньевский, Дальнегорский, Лесозаводский, Уссурийский городской округ и другие). Потенциал для увеличения количества агроклассов огромный – в Приморье сегодня работает 509 школ.

«Вовлечение учащихся в аграрное производство должно происходить со школьной скамьи. Кроме того, сельхозтоваропроизводители смогут проводить экскурсии для учащихся на своем производстве. Учителя агроклассов, претендуя на стимулирующие выплаты, будут проводить дополнительные занятия с учащимися агроклассов, в том числе с привлечением персонала высшего и среднего профессионального образования (ФГБОУ ВО Приморский ГАТУ, Уссурийский аграрный колледж)», – отмечают авторы проекта НПА.

Помимо этого, стимулирующие субсидии должны простимулировать выпускников школ к поступлению на аграрные специальности с дальнейшим трудоустройством в сельскохозяйственные организации. С кадрами на селе не все хорошо.

«Дефицит квалифицированных кадров – одна из острейших проблем, которая характеризует ситуацию на современном рынке аграрного труда. Она порождает возникновение других неблагоприятных тенденций, таких как старение кадров, снижение уровня их профессиональной квалификации, падение престижа для сельской молодежи рабочих профессий на селе», – отмечается в пояснительной записке.

В 2024 г. в Приморском крае выпущено специалистов для АПК с высшим образованием примерно 700 человек (ПримГАТУ – 400, Дальрыбвтуз – 322). Специалистов среднего звена в аграрных колледжах выпущено 567 человек. «Указанное количество выпускников не покрывает потребность в кадрах для села. Примерно 75% выпускников трудоустраиваются по специальности, при этом предприятия обеспечены кадрами всего лишь на 90%. Так, среди выпускников 2024 г. Уссурийского аграрного колледжа 87% трудоустроено, а в Чугуевском колледже – 44%», – указывает региональный минсельхоз.

По мнению чиновников, выпускники не готовы к труду в ненормированных условиях труда, особенностях производственного процесса, отсутствие карьерного роста и в условиях недостаточной инфраструктуры села. Также у выпускников зачастую отсутствует понимание о современном состоянии сельского хозяйства. В минсельхозе надеются, что привлечение в агроклассы бизнеса свяжет воедино систему образования, начиная со школьной скамьи, далее переходя к среднему и высшему образованию, формируя заказ под потребности аграрных предприятий.

«Сегодня, чтобы эффективно работать, необходимо иметь хорошую базу знаний и постоянно совершенствоваться», – заключается в пояснительной записке.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram и MAX