Банк России подтвердил намерение в перспективе рассмотреть снижение цели по инфляции с нынешних 4%, но сдвинул эту перспективу на год «вправо».
В Основных направлениях ДКП на 2025-2027 гг. регулятор отмечал, что оценит целесообразность снижения цели после стабилизации инфляции вблизи таргета, но это возможно не ранее 2028 г (то есть первого года за пределами периода действия основных направлений).
Аналогичный тезис включен и в проект на новую трехлетку, который ЦБ опубликовал во вторник – с той лишь разницей, что горизонт теперь сдвинут на первый год за пределами ее действия.
«После стабилизации инфляции вблизи 4% Банк России оценит целесообразность снижения уровня цели по инфляции. При этом снижение возможно за пределами трехлетнего прогнозного периода, то есть не ранее 2029 г.», – говорится в документе.
В случае принятия такого решения о нем будет объявлено за несколько лет до изменения. «Это позволит минимизировать издержки перехода экономики к новому уровню цели», – отмечает ЦБ, обещая продолжить обсуждение вопроса с бизнесом, аналитическим и экспертным сообществом, общественными организациями, правительством и парламентом.
Хотя в последние несколько лет инфляция в России была выше 4%, что связано как со структурной трансформацией и подстройкой цен после введения масштабных санкций, так и с перегревом экономики, ЦБ не рассматривает возможность повышения таргета: такое решение имело бы «значительные издержки для российской экономики», говорится в документе.
«Повышение уровня цели по инфляции может снизить доверие к ДКП. Оно может быть воспринято как попытка переложить экономические трудности на население и бизнес через инфляционный налог, что в долгосрочной перспективе только усугубит макроэкономическую нестабильность. Повышение уровня цели по инфляции также не приведет к устойчиво более высоким темпам роста экономики и может даже негативно повлиять на ее потенциал, поскольку более высокая инфляция снижает эффективность распределения ограниченных ресурсов (труда и капитала)», – отмечает Банк России. Повышение цели в текущих условиях также подорвало бы доверие к национальной валюте и снизило ее покупательную способность, пишет ЦБ.