Закон о «супер-ТОР», объединяющий действующие механизмы поддержки бизнеса на Дальнем Востоке и в Арктике, планируется внести в Госдуму к осенней сессии 2026 г.
На юбилейном Восточном экономическом форуме активно обсуждались вопросы совершенствования законодательства, регулирующего преференциальные режимы. Причина – наличие некоторых проблем.
Одной из них, озвученных представителем Минвостокразвития Сергеем Литвяковым, является сложность и длительность процесса получения статуса резидента территорий опережающего развития (ТОР). Процедура может занимать от трех до шести месяцев, а Минфин, тщательно анализируя проекты, может отказать в предоставлении льгот, например, при высокой ожидаемой доходности бизнеса.
Другой существенной трудностью является запутанность нормативной базы, охватывающей пять различных преференциальных режимов: ТОР, Свободный порт Владивосток, режим Курильских островов, Арктическая зона и международные ТОР, которые начнут действовать с 2026 г. Как отметил Сергей Литвяков, для их регулирования действует шесть законов, 25 постановлений правительства и множество подзаконных актов, что требует унификации.
В связи с этим было предложено создать единую систему мер поддержки, которая устранит разрозненность существующих режимов и обеспечит инвесторам понятные и единые правила работы.
Заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Виталий Алтабаев представил концепцию будущего режима.
По словам Виталия Алтабаева, получить статус резидента станет проще благодаря цифровым сервисам, при этом проекты будут проходить обязательную оценку профильными ведомствами. Предлагается установить минимальный порог инвестиций в 10 млн руб., ввести обязательный налоговый мониторинг и комплекс инструментов поддержки, включая пониженные страховые взносы и стабилизационные оговорки. Это сделает правила более прозрачными и стабильными, позволяя инвесторам выбирать льготы в зависимости от специфики своих проектов.
Новая преференциальная зона будет охватывать все регионы Дальнего Востока и Арктики, объединяя ТОР, Свободный порт Владивосток, Арктическую зону и режим Курильских островов. При этом проекты в сфере добычи нефти и газа, а также подакцизные и финансовые виды деятельности не будут допускаться. Резидентам будут доступны налоговые льготы, аналогичные режиму ТОР, включая льготы по страховым взносам при условии, что зарплата сотрудников превышает среднюю по отрасли в регионе. Также предусмотрены административные преференции: предоставление земельных участков и инфраструктуры, применение режима свободной таможенной зоны, упрощенный порядок контроля и возможность привлечения иностранной рабочей силы без квот.
Виталий Алтабаев также подчеркнул, что льготы будут привязываться к рентабельности бизнеса, что облегчит их верификацию. Налоговые льготы будут предоставляться при рентабельности проекта ниже среднероссийской, с возможностью повышения этого порога на разницу стоимости потребительских корзин.
Замминистра подчеркнул, что единый преференциальный режим значительно повысит эффективность применения мер господдержки для бизнеса, например, уйдет в прошлое длительный механизм расширения ТОР. Проект закона по новой модели преференциального режима планируется внести в Государственную думу к осенней сессии 2026 г. Для действующих резидентов будет гарантироваться сохранение условий и льгот.
Сенатор Александр Ролик, возглавивший рабочую группу по подготовке предложений по совершенствованию преференциальных режимов, отметил, что ключевые идеи родились в диалоге с бизнесом: «Главный запрос инвесторов касается сохранения льгот по страховым взносам. Эта мера является одной из самых востребованных и напрямую влияет инвестиционную привлекательность Дальнего Востока. Для бизнеса сегодня крайне важно, чтобы преференциальные режимы помогали реализовывать те проекты, которые уже имеются и создавать новые, привлекать дополнительные средства для новых производств, в том числе высокотехнологичных. А для этого необходимо донастраивать действующие преференциальные режимы и создавать условия, чтобы они работали, с одной стороны, в интересах инвесторов, а с другой стороны они соответствовали тем целям и задачам, которые ставит руководство страны по развитию Дальнего Востока».