Дальний Восток, регион с огромным потенциалом и амбициозными планами развития, сталкивается с серьезной угрозой – надвигающимся дефицитом электроэнергии. По прогнозам, уже в 2026 г. регион может ощутить нехватку мощностей, что ставит под сомнение его дальнейший экономический рост.
Об этом тревожном прогнозе на итоговом пресс-брифинге Восточного экономического форума (ВЭФ) сообщил заместитель председателя правительства РФ – полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. «У нас энергодефицит начинается со следующего года. Я понимаю, что локальные проблемы существуют уже сейчас. Но с будущего года [ожидаем] дефицит, и дальше он будет только нарастать», – заявил Трутнев.
Основная причина грядущего дефицита кроется в стремительном росте потребления электроэнергии на Дальнем Востоке. За последние 10 лет этот показатель вырос на 28%, что в два раза превышает среднероссийские темпы, отмечалось на разных сессиях ВЭФ. Прогнозы на будущее еще более впечатляющие: до 2030 г. потребление будет ежегодно прирастать на 5%. Такие темпы роста превращают энергетику региона в «узкое место».
«Энергетика – стратегический ресурс. Именно она определяет, сможет ли Дальний Восток сохранить темпы опережающего развития», – подчеркивал, в частности, глава Якутии Айсен Николаев. Он отмечал, что теперь вопрос не только в строительстве новых станций, но и в поиске устойчивых финансовых моделей для реализации амбициозных проектов.
Дефицит мощностей электрогенерации к 2030 г. на Дальнем Востоке прогнозируется на уровне в 3,3 гВт, а при отсутствии необходимой инфраструктуры может вырасти до 5 гВт, заявил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
По его словам, инвестиции в основной капитал на Дальнем Востоке за последние 10 лет выросли в 2,5 раза. На территории региона начата реализация 2800 проектов с общим объемом финансирования в размере 10,5 трлн руб. При этом развитие энергетической инфраструктуры в регионе сталкивается с рядом сложностей, включая отсутствие необходимого финансирования и наличие изолированных районов, электрификация которых технически сложна.
О трудностях развития электроэнергетики на Дальнем Востоке говорил также министр энергетики Сергей Цивилев, который описал ряд мер, способствующих решению проблем. Прежде всего необходимы структурные изменения, в том числе создание отраслевого финансового института.
По словам министра, в России уже существуют банки, которые имеют компетенции для работы в области электроэнергетики. Эти банки «должны иметь все компетенции высочайшего уровня, связанные с работой с электроэнергетикой», и предоставлять такие услуги, как льготное кредитование через субсидирование процентной ставки, проектно-банковское кредитование, инфраструктурные облигации, целевое финансирование якорным потребителям, использование казначейских инфраструктурных кредитов и т. д.
Помимо этого Цивилев предлагает создать отраслевой проектный институт, на базе которого будут разрабатываться типовые проектные решения. По словам министра, в настоящий момент каждый строящийся проект является индивидуальным, в связи с чем тратится много времени на его разработку. В случае с типовыми проектами время реализации сокращается, а затраты сокращаются.
Также министр предложил разработать отраслевой заказ на долгосрочную перспективу, в частности, речь шла о планах до 2042 г.
И последним решением, о котором говорил министр, является управление стоимостью кВт-ч. Такая модель управления уже разработана на базе проекта Росатома. По словам главы Минэнерго, Дальний Восток станет площадкой для ее отработки. «Дальний Восток станет пилотной площадкой для выработки новых подходов в оптимизации стоимости электроэнергии. Комплексная модель включает возрождение отраслевых проектных институтов, создание типовых модульных решений: для сокращения сроков и стоимости строительства новых энергетических объектов и формирования отраслевого финансового института, который обеспечит энергетику длинными и дешевыми деньгами», – говорил глава ведомства Сергей Цивилев.
По его словам, ключевая цель – уйти от ситуации, когда отдельные объекты строятся индивидуально и слишком дорого, и перейти к серийному проектированию. Это, подчеркивал Цивилев, позволит значительно удешевить процесс.
Впрочем, все это лишь в будущем. Реальную же ставку пока приходится делать на строительство АЭС. Ее «Росатом» планирует построить в районе ЗАТО Фокино.
Гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев на ВЭФ-2025 сообщил, что предстоит еще провести анализ инвестиционного сценария, создать все обоснования безопасности, поработать с населением и выйти на площадку уже в следующем году. По его словам, «Росатом» собирается начать работы на площадке в 2026 г. По графику строительства заливка бетона на площадке энергоблока № 1 начнется ориентировочно в декабре 2027-го.
Но уже точно, что «Росатом» столкнется с нехваткой кадров. Алексей Лихачев подчеркнул, что только на строительство АЭС потребуется 8–9 тыс. человек. Эксплуатация готовых объектов потребует не менее 1,5 тыс. сотрудников. Аналогичные вызовы ждут и другие сегменты отрасли. Это означает, что параллельно с созданием инфраструктуры государству и бизнесу придется решать вопрос массовой подготовки и привлечения квалифицированных рабочих и инженерных кадров.
Проблема усугубляется географическим фактором. Большинство действующих учебных центров, готовящих специалистов для атомной отрасли, сосредоточено в европейской части России. В то же время многие перспективные проекты, особенно в области освоения Арктики и развития новых энергетических мощностей, требуют присутствия специалистов на Дальнем Востоке и в других удаленных регионах. Миграция квалифицированных кадров в эти зоны сопряжена с высокими затратами на проживание и адаптацию, а также с удаленностью от привычных мест жительства. Это создает серьезные препятствия для равномерного распределения трудовых ресурсов по стране.
Эксперты отрасли единогласно отмечают, что без системного решения кадрового вопроса даже самые амбициозные и стратегически важные проекты в атомной сфере будут испытывать серьезные трудности. Недостаток квалифицированных инженеров, техников и рабочих может привести к задержкам в строительстве, снижению качества работ, а в долгосрочной перспективе – к замедлению развития всей отрасли энергетики.