Минпромторг России рекомендует властям субъектов РФ отказаться от «уничижительного» названия «медовуха» при проведении Всероссийского фестиваля русской кухни, при этом употребление наименования «шашлык» допустимо наряду с историческим «мясо верченое». Об этом говорится в разработанных министерством методических рекомендациях по организации фестиваля.
«Рекомендовать воздерживаться от уничижительного именования «медовуха», взамен предлагать исторические «мед», «мед питный», «мед ставленый», – говорится в документе.
При этом необязательно категорически запрещать употребление наименование «шашлык», приемлемо его использование наряду с историческим «мясо верченое», «мясо на вертеле», «грядина» и другими, отмечается в рекомендациях.
При взаимодействии с предпринимателями – участниками фестиваля следует проводить работу по восстановлению исторического значения названий блюд.
«Так, кисель приобрел современную форму густого ягодного напитка лишь во время советской индустриализации питания. В прежние времена кисель был очень плотной консистенции. Основой для киселя были отруби, овес, рожь и даже горох. Для того, чтобы разрезать кисель, порой прибегали к помощи ножа. Кисель был популярной уличной едой, продаваемой вразнос», – напомнили в Минпромторге.
Методические рекомендации разработаны рабочей группой по вопросам популяризации русской кухни при Минпромторге России и направлены органам исполнительной власти всех субъектов РФ.
Минпромторг предложил провести Всероссийский фестиваль русской кухни в рамках мероприятий ко Дню народного единства. Тем самым ведомство хочет признать русскую кухню нематериальным наследием страны.
«Ключевые задачи: обозначить намерение государства официально признать русскую кухню нематериальным наследием России и важным направлением внутренней политики и государственной поддержки, инициировать увеличение количества мест в России, где можно отведать русскую кухню», – следует из документов.
Также предлагается заняться популяризацией данного направления кулинарии и «раскрепощать спрос на русское». Эти задачи должны решаться среди молодых поколений. По задумке министерства, необходимо формировать у россиян позитивное отношение к отечественным продуктам.
По данным на 2025 г., в России функционирует более 200 тыс. предприятий питания. Из них блюда «русской кухни» и «кухни народов России» подает менее одного процента заведений, выяснили в Минпромторге. «За 30 лет кухни других государств фактически вытеснили русскую кухню в экономике РФ», – констатировали чиновники. Более 99% предприятий общепита позиционируют себя как кухни других государств, в том числе «европейская кухня», «авторская кухня» и «локальная кухня».
Доминирование иностранных кухонь в России и критически низкий уровень распространения родных кулинарных традиций в ресторанном бизнесе демонстрирует силу зарубежного влияния на граждан. Возраст при этом не играет большого значения, обращают внимание в министерстве. Как поясняется в документе, через национальную кухню другие государства естественным путем имплементируют свои ценности и идентичность.