2010-03-09T11:00:03+10:00 2010-03-09T11:00:03+10:00

Готовься! Пли! Целься!

Известный в Приморье профессор Александр Латкин задает много неприятных вопросов относительно будущего объектов саммита АТЭС и других грандиозных строек. \n

«Две дороги — это, конечно, прекрасно, но в ту пору чудесную здесь уже некому будет жить».




В настоящее время, когда на повестке дня один вопрос — авральное освоение сотен миллиардов бюджетных рублей, «там, наверху» попросту не обращают внимания на Латкина и ему подобных. Однако рано или поздно отвечать все равно придется.
«Три года назад были разработаны три варианта размещения саммита АТЭС во Владивостоке: на Седанке, Шаморе и острове Русский, — напомнил Латкин. — Экспертная группа поставила Русский на последнее место как самый дорогостоящий и неудобный проект. Тогда возникла идея строительства на острове Дальневосточного федерального университета на 50 тыс. мест...
ДВА МОСТА — через Золотой Рог и на остров Русский. Пропускная способность второго — 70 тыс. автомобилей в сутки. Главное обоснование его строительства — федеральный университет на Русском. Понятно, что мост строится для имиджевого мероприятия, но еще он должен иметь систему мониторинга, датчики, ежеминутно контролирующие его состояние. Вся эта техника должна уместиться примерно в 5-7-этажном здании. За строительство которого еще никто не брался. Плюс, по всем существующим нормативам, мосты нуждаются в ежегодном текущем ремонте. Все это ляжет на плечи городского бюджета...
В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ должны готовить некий «штучный товар» для науки — биологии, океанологии, биологической химии и т.д. Зачем тогда 50 тыс. учебных мест и кто там будет учиться? На сегодняшний день в Приморском крае 8400 выпускников средних школ. Из них ЕГЭ сдадут по нашим оценкам — 7 тысяч, а бюджетных мест в местных вузах — 8 тысяч. Кто-то надеется, что в ДВФУ приедут учиться студенты из Японии и Китая. Но уже сейчас мы обеспокоены тем, что студенты из Поднебесной не рвутся к нам. Подведем итоги на сегодняшний день: ректора нет, концепции университета нет, структуры нет, студентов нет. Но университет мы строим...
ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА на два зала по 1500 мест каждый. Какова будет наполняемость этого театра? Проблема даже не в этом. Сейчас край с трудом содержит имеющийся драматический театр имени Горького, не отказываются от финансирования только потому, что там работает актриса с известной всем фамилией. Если нет сил на один театр, откуда они появятся на другой? Я даже не говорю о предполагаемой труппе в 120 человек при том, что первая премьера должна состояться уже через 1,5 года. Но театр мы строим...
РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ. Парадная въездная автострада должна быть полностью заасфальтирована к октябрю следующего года. Но трассу «Владивосток — аэропорт» даже в ее нынешнем виде не могут нормально отремонтировать. А что будет, когда она станет в два раза шире? Поскольку на существующей трассе постоянные пробки, была предложена идея построить резервную дорогу «Поселок Новый — Де-Фриз — Седанка — Патрокл». Сейчас раздаются справедливые голоса: зачем закапывать огромные государевы деньги в дублирующие друг друга проекты? Две дороги — это, конечно, прекрасно, но только в ту пору чудесную здесь уже некому будет жить. Но мы строим две дороги...
ПРОЕКТ ВОДОВОДА, на который выделили 7 млрд рублей. Трагедия заключается в том, что сегодня потребление воды во Владивостоке сокращается: заводы-потребители стоят, население уменьшилось. Таким образом, по формальным нормативным параметрам, нам воды хватает и без этого водовода. Кстати, 60% воды по факту просто уходит в землю, потому что трубам уже по 60 лет. По-хорошему, нужно было отдать не 7 млрд рублей на водовод, а всего 1 млрд — на замену инженерных сетей Владивостока. Но мы строим водовод...
ЭНЕРГОПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС. До 2020 года в проекте «висит» атомная электростанция. При этом, по нашим подсчетам, в настоящее время энергопроизводство Дальнего Востока уже не обеспечено сбытом электроэнергии. Даже до запуска Нижнебурейской ГЭС у нас уже решается вопрос, во-первых, об экспорте электроэнергии в Китай, во-вторых, о создании ЛЭП на весь Корейский полуостров. Зачем нам еще АЭС?
МОРСКОЙ КЛАСТЕР — это две верфи, которые мы должны построить до 2012 года. Одна из них должна строить современный рыбодобывающий флот. По плану, государство вкладывает деньги, строят средние рыболовные траулеры, а предприятие рыбной промышленности берет их в лизинг у государства. Схема понятна, но еще неясно, какова будет себестоимость и цена продажи этого траулера.
Кстати, за последние годы в бухте Золотой Рог стало находиться примерно на 100 рыбодобывающих судов меньше, так как они перешли в порты Пусана и Шанхая. Вообще-то ремонт и строительство судов там обходятся дороже, чем у нас. Но корейцы применили очень интересную технологию: они берут предоплату всего 30%, строят в три раза быстрее, за счет высокой производительности труда, и берут расчет рыбой. Таким образом, они завязали наших рыбаков на себя. В итоге, только за счет наших рыбаков там создано 6-10 тыс. рабочих мест.
АВТОСБОРОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО. Не осознаю экономическую целесообразность строительства во Владивостоке автосборочного завода «Соллерс» на 15 тыс. автомобилей в год. Последнее официальное заявление говорит о том, что сейчас снимается оборудование с Набережных Челнов, где эксперимент с автосборкой прошел неудачно, и направляется во Владивосток. Одно дело, если завод построил «частный предприниматель Иванов», но совсем другой разговор, когда это сделало государство. Значит, это мои деньги, из моих налогов. Элементарные подсчеты на уровне десятиклассника показывают, что выгоднее привезти ту же машину из Кореи или Японии, чем собирать ее здесь. Простые люди начинают приходить к выводу, что 2009-й стал не только годом высоких темпов развала нашей экономики, но и временем, когда стало возможным на разных уровнях обманывать население.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПО ВЕРСИИ АДМИНИСТРАЦИИ КРАЯ. До 2020 года планируется реализовать 30 приоритетных инвестиционных проектов общей стоимостью 3 трлн рублей. Обеспечить к 2013 году рост объема ВРП в 1,7 раза по сравнению с 2008-м, к 2020-му — в 4,2 раза, к 2025-му — в 6,1 раза. Это очень внушительные цифры. Но насколько они реалистичны? Когда в 2005 году Дарькин во второй раз занял пост губернатора, он сказал, что к 2010 году ВРП Приморского края будет увеличен в два раза. В итоге, получилось лишь на 20%. Наши расчеты показывают, что от объектов саммита АТЭС мы будем иметь прирост к валовому региональному продукту всего около 2-3%.
Сейчас и в Москве, и во Владивостоке с напряжением ожидают главного — саммита АТЭС. А как жить дальше? Будем думать уже после?».
Записала Евгения ДУБОВИК