Правительство готовится обнулить ввозные таможенные пошлины в размере 5% на импортируемый бензин из Китая, Южной Кореи и Сингапура через определенные пункты пропуска на Дальнем Востоке. Поставлять топливо смогут только уполномоченные организации – «Роснефть», АО «ННК» и государственное ВО «Промсырьеимпорт».
Новые меры поддержки внутреннего топливного рынка в условиях падения производства и нехватки бензина в некоторых регионах содержатся в обращении вице-премьера Александра Новака в адрес премьера Михаила Мишустина от 24 сентября.
Отмечается, что на импортируемые нефтепродукты должен быть введен демпфер. В случае применения меры появится возможность направить в западном направлении бензин, производимый на НПЗ Сибири, в количестве около 150 тыс. тонн в месяц для поддержания баланса в центральной части страны. Правительство также предлагает увеличить импорт бензина из Белоруссии.
Кроме того, предлагается разрешить на полгода использование монометиланилина (ММА) – октаноповышающей присадки, применяемой для увеличения детонационной стойкости бензина. Минфину также предлагается поручить создать экономические стимулы для применения этилового спирта в производстве бензина за счет отмены акциза на этиловый спирт. Это может позволить увеличить поставки бензина на внутренний рынок на 100 тыс. тонн в месяц.
Если предложения будут приняты, то получится дополнительно направить на внутренний рынок в месяц не менее 350 тыс. тонн бензина и 100 тыс. тонн дизтоплива.
Перебои с поставками бензина начались несколько месяцев назад. Президент Независимого топливного союза Павел Баженов несколько причин этому. Первое – конец высокого сезона: запасы топлива исчерпаны, а спрос еще не снизился. Второе – внеплановые ремонты заводов: ранее информация о таких остановках была открытой, что позволяло участникам рынка подготовиться. Сейчас же эти данные скрыты, что создает неопределенность. Третье – аварии и инциденты: локальные происшествия нарушают баланс на региональных рынках.
Баженов отметил, что в сложившихся условиях крупные нефтяные компании в первую очередь обеспечивают топливом собственные заправки. Малые игроки получают топливо по остаточному принципу. Чтобы избежать убытков, они вынуждены повышать цены или вводить ограничения на отпуск бензина. Эта ситуация особенно остро ощущается в Крыму, на юге России и Дальнем Востоке.