2025-10-14T12:21:04+10:00 2025-10-14T12:21:04+10:00

Автохаос. Напуганные покупатели «раскачали» рынок

фото KONKURENT |  Автохаос. Напуганные покупатели «раскачали» рынок
фото KONKURENT

Авторынок буквально «перекосило». Потребители, опасаясь дальнейшего роста цен, ринулись скупать автомобили, которые, по их мнению, в ближайшем будущем станут недоступными для широкой массы. Речь идет прежде всего о моделях, подпадающих под действие новых правил и ограничений, связанных с инициативами Минпромторга. На фоне всеобщей паники и роста цен на одни категории транспортных средств другие, напротив, подешевели. Третья сторона медали – официальные автодилеры поставили импорт на «стоп», так как ввозить новые машины стало нецелесообразно.

Минпромторг РФ предлагает изменить с 1 ноября принцип расчета утилизационного сбора для легковых автомобилей в РФ: теперь базовая ставка станет зависеть от типа и объема двигателя, а его мощность будет влиять на повышающий коэффициент по прогрессивной шкале.

Предлагаемое решение не повлияет на доступность самых массовых категорий автомобилей, утверждает глава Минпромторга Антон Алиханов. На данный момент льготные коэффициенты действуют для физических лиц, которые ввозят автомобили с объемом двигателя до 3 л. Рассматриваемая же после «перехода» планка – это льгота на автомобили с мощностью двигателя до 160 л. с., доля таких транспортных средств в российском автопарке превышает 80%.

Алиханов в ходе выступления в Госдуме подчеркнул: решение об изменениях в законе об утильсборе назрело давно. По словам министра, на рынке возникли огромные серые схемы ввоза автомобилей: под видом импорта на физлиц с льготным утильсбором завозятся иномарки для перепродажи.

За девять месяцев 2025 г. в Россию было импортировано 251,7 тыс. единиц автомобильного транспорта в возрасте до трех лет. Алиханов указал, что 73% этих машин были оформлены на физических лиц. Если насыщение рынка будет происходить за счет такого серого импорта, иностранные компании, запустившие заводы в России, прекратят свои инвестиции, посетовал министр.

Известие о предстоящих изменениях вызвало заметную реакцию на автомобильном рынке. Евгений Кульчицкий, соучредитель компании Genomus Co., Ltd, отмечает фантастический ажиотаж, связанный с активными покупками автомобилей в кредит. По его словам, люди опасаются «туманного будущего» и стараются приобрести машину сейчас, понимая, что вряд ли появится доступная альтернатива для ее обновления. В качестве примеров он приводит рост продаж Toyota Land Cruiser Prado на 57% и Subaru Forester на 50% в сентябре, сопровождающийся повышением цен.

Татьяна Заруцкая, генеральный директор ООО «КарЛайк», подтверждает этот тренд, отмечая резкий всплеск заказов на автомобили мощностью более 160 л. с. в сентябре. «Все хотели успеть заказать и растаможить машину до резкого роста утилизационного сбора с 1 ноября. Это была классическая «покупка наперед», чтобы сэкономить», – пояснила она. Спрос концентрировался как на премиальных брендах (BMW, Mercedes-Benz, Audi), так и на мощных версиях массовых моделей (Hyundai Santa Fe, Kia Sorento, Volkswagen Touareg).

В то же время Светлана Хаустова, PR-директор ООО ВШК «Альянс-Импорт», отмечает смещение спроса в сторону и более доступных и практичных моделей, таких как Honda Vezel и Honda Fit, которые пользуются популярностью для личного использования и в качестве такси.

В результате сентябрь ознаменовался рекордным объемом ввоза подержанных автомобилей в Россию – более 48 тыс. единиц. Это на 14% больше, чем годом ранее. Основными поставщиками стали Япония (39,1%), Южная Корея (22,2%) и Китай (20,4%).

«Это прямое следствие поиска альтернативы. Ожидание роста цен на мощные новые автомобили делает надежные и экономичные японские подержанные машины, такие как Toyota Corolla, еще более привлекательными. Покупатели переориентируются с концепции «новое и мощное» на «подержанное, но надежное», – комментирует Татьяна Заруцкая.

Резкий рост спроса на автомобили привел к образованию внушительных очередей и задержкам фур с машинами на таможнях. Для ускорения процессов на пяти пунктах пропуска даже усилено присутствие специалистов из различных регионов, включая инспекторов из Благовещенска, Лесозаводска и Дальнереченска, сообщил Евгений Кульчицкий, соучредитель компании по продаже автомобилей Genomus Co., Ltd.

Эта тенденция ведет к оттоку покупателей из дилерских центров. «Сейчас дилеры практически перестали закупать новые автомобили, поскольку не могут распродать имеющиеся в наличии», – поясняет Дмитрий Клатаевский, директор компании «Япония Транзит».

Евгений Кульчицкий: «Здесь действует простой принцип: чтобы закупить новое, нужно продать старое. А продажи у многих дилерских центров фактически остановились».

Существенное влияние на конечную стоимость автомобиля в России оказывает тот факт, что покупка в дилерских центрах чаще всего осуществляется в кредит.

Евгений Кульчицкий раскрывает детали: «Многие не осознают, что при продаже автомобиля в кредит дилер получает от банков от 300 до 500 тыс. руб. Кроме того, предлагаются дополнительные услуги: установка сигнализации, сервисное обслуживание, покупка резины и обязательное оформление КАСКО. В совокупности эти факторы значительно увеличивают стоимость автомобиля, иногда на 20-30%, а итоговая сумма может вырасти до 50%».

Разумеется, те, кто располагает средствами и желанием обновить свой автопарк, а также получить полную гарантию и качественное сервисное обслуживание, по-прежнему предпочитают обращаться к официальным дилерам. Однако число таких покупателей сокращается, что привело к заметному снижению импорта новых автомобилей в России.

Дмитрий Клатаевский: «Кто сейчас пойдет к дилерам с их заоблачными ценами? Наиболее актуальным форматом остается привоз автомобиля под заказ, и он пользуется стабильным спросом. Покупатели действительно смогли сэкономить в этом году. Однако, я полагаю, «эра экономии» подходит к концу, и в скором времени рынок ожидает серьез­ное повышение цен на автомобили среднего и высокого сегмента. Впрочем, удорожание затронет и вторичный рынок подержанных автомобилей в России».

Что уже происходит. По данным портала «Дром», в сентябре продажи вторичных автомобилей в Приморском крае выросли на 11%. При этом средняя стоимость покупки подскочила на 18%, достигнув 1,3 млн руб. При этом если в августе пятерку лидеров по продажам возглавляла Honda Fit, то за месяц эта модель опустилась на последнее место с падением продаж на 5%, средняя стоимость осталась на уровне показателей августа в размере 685 тыс. руб.

На первое место вышел Toyota Land Cruiser Prado, ранее занимавший третью строчку. Продажи этой модели подскочили на 57%, а цена выросла на 14%, до 3,3 млн руб. В топ-3 также вошли Nissan Note и Toyota Prius, показавшие рост продаж на 9%. Nissan Note подорожал на 5%, до 855 тыс. руб., в то время как Toyota Prius, напротив, подешевел на 3%, до 923 тысяч руб. Subaru Forester занял четвертое место, продемонстрировав рост продаж на 50% и подорожание на 9%, до 1,6 млн руб.

В сентябре наблюдался кратковременный рост продаж в основном моделей с двигателями мощностью свыше 160 л. с. Например, полноразмерный кроссовер Hyundai Palisade, который в августе купили всего один раз, в сентябре разошелся тиражом в 15 автомобилей. Его средняя стоимость выросла на 8%, до 4 млн руб.

Аналогичная картина наблюдается с Kia Sorento: продажи выросли в 2,3 раза при снижении цены на 5%, до 2,5 млн руб. Спрос на минивэн Kia Carnival увеличился в 3,5 раза, а цена выросла на 8%, до 2,7 млн руб.

Игорь Олейников, аналитик автомобильного портала «Дром», комментирует ситуацию как обычную реакцию на сработавший триггер грядущего повышения цен: «Люди, которые планировали покупку таких автомобилей, решили ускорить процесс, чтобы успеть до очередного подорожания. Эта временная «встряска» спроса, вероятно, приведет к значительному снижению продаж автомобилей всех ценовых категорий в последующие месяцы».

Эксперты сходятся во мнении, что ситуация на авторынке продолжит оставаться нестабильной в ближайшие месяцы, пока не станет ясна долгосрочная стратегия Минпромторга и не стабилизируются экономические факторы. Дальнейшее развитие событий будет зависеть от множества переменных, включая курс валют, государственную поддержку и потребительские настроения.

Татьяна Заруцкая: «В настоящее время наступила пауза в продажах, спрос упал почти до нуля. Вероятно, потому, что логистический цикл не позволяет гарантировать ввоз машины до 1 ноября. Клиенты сейчас заняли выжидательную позицию: все ждут, какие цены мы объявим после вступления новых правил в силу».

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram и MAX