Минэнерго, ФАС, ЦБ и Санкт-Петербургской бирже поручено разработать механизм, который обеспечит приоритет в поставках топлива на бирже для конечных потребителей. Рассматривается возможность создания отдельной торговой секции. Сейчас торги проходят в рамках одной основной сессии, а вторая секция, где нефтекомпании могли покупать топливо друг у друга, была закрыта в конце 2023 г.
Создание новой секции может повысить прозрачность и доступность топлива, однако потребует значительной технической и инфраструктурной подготовки. Конечные покупатели часто не имеют опыта биржевых торгов и собственных хранилищ. Кроме того, торговую платформу биржи необходимо модернизировать для увеличения числа участников. Отдельно предстоит решить вопрос о том, кто будет считаться конечным потребителем, поскольку АЗС и промышленные предприятия часто закупают топливо через посредников.
Отдельный блок обсуждения касался переработки нефти. Минэнерго поручено рассмотреть идею об обязательной переработке не менее 40% добытого сырья для последующих поставок на внутренний рынок. Однако целесообразность этой меры вызывает вопросы, так как крупные компании и так стабильно направляют до половины добытой нефти на переработку. Мелким игрокам придется перестраивать логистику для транспортировки сырья на НПЗ, что может быть затруднительно и не приведет к существенному увеличению объемов для НПЗ.
ФАС и Минэнерго также займутся вопросом учета мелкооптовых поставок топлива в нормативе биржевых продаж. Сейчас производители обязаны реализовывать на бирже 15% бензина и 16% дизельного топлива, но поставки автотранспортом в этих объемах не учитываются. Участники рынка предлагают включить их в расчет, поскольку мелкооптовые продажи зачастую более прибыльны.
Еще одно поручение касается ускорения железнодорожных перевозок нефтепродуктов. В РЖД признают, что около двух тысяч цистерн простаивают по несколько дней из-за перегруженности резервуаров и заторов на подъездных путях НПЗ. Железнодорожники предлагают использовать практику портов – оперативно эвакуировать неиспользуемые вагоны на резервные пути, чтобы снизить нагрузку на основные станции.
В целом железнодорожные перевозки нефти и нефтепродуктов продолжают снижаться. В сентябре объем погрузки упал почти на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 15,1 млн тонн. За девять месяцев 2025 г. снижение составило 5,4%, до 147,2 млн тонн. За последние два года РЖД неоднократно обвиняли в неспособности справиться с перевозками топлива, что, по мнению критиков, усугубляет кризис на рынке.
Как сообщал KONKURENT.RU, в целях поддержки внутреннего топливного рынка, столкнувшегося с падением производства и дефицитом бензина в ряде регионов, правительство обнулило пятипроцентные ввозные таможенные пошлины на бензин, импортируемый из Китая, Южной Кореи и Сингапура. Поставки будут осуществляться через определенные пункты пропуска на Дальнем Востоке, и к ним будут допущены только уполномоченные организации: «Роснефть», АО «ННК» и государственное ВО «Промсырьеимпорт».
На импортируемые нефтепродукты при этом введен демпфер. Реализация этой меры позволит перенаправить в западные регионы страны около 150 тыс. тонн бензина ежемесячно.
Дополнительные меры включают также разрешение на полугодовое использование монометиланилина (ММА) – присадки, повышающей октановое число бензина и его детонационную стойкость. Минфину также предложено разработать экономические стимулы для применения этилового спирта в производстве бензина, в частности, путем отмены акциза на спирт. Ожидается, что это позволит увеличить поставки бензина на внутренний рынок еще на 100 тыс. тонн в месяц.