Потребительская активность начала снижаться в сегменте товаров повседневного спроса. Если в январе – апреле количество чеков в продуктовых магазинах росло на 6% год к году, то к сентябрю этот показатель замедлился до 3,5% (данные «Чек Индекса» от «Платформы ОФД»).
Аналитики «Эвотора» отмечают, что в январе – сентябре число покупок в универсальных продуктовых магазинах осталось на уровне прошлого года. В специализированных магазинах рост составил всего 1,5%, а в мясных лавках наблюдалось падение на 7%.
Рост оборота розницы объясняется исключительно повышением цен и, как следствие, увеличением среднего чека. По данным «Чек Индекса», средний чек в продуктовых магазинах за январь – сентябрь достиг 1,1 тыс. руб., увеличившись на 9% год к году.
Ожидается, что негативный тренд усилится. Аналитики уже фиксируют снижение продаж в базовых категориях товаров. Так, по данным «Такском», в сентябре – октябре продажи основных продуктов питания в натуральном выражении упали на 5% год к году. Молоко потеряло 8%, гречка – 9%, а рис – 10%. В T-Pay сообщают о снижении количества покупок в супермаркетах на 2% за январь – сентябрь.
Замедление спроса на продукты питания уже сказывается на показателях ключевых ретейлеров. В ответ на это они активно оптимизируют форматы магазинов. По данным Infoline, за январь – сентябрь количество супермаркетов и гипермаркетов сократилось на 1,4%. Рынок переориентируется в сторону дискаунтеров и магазинов у дома.