Дабы избежать произвольного установления цен вертикально интегрированными компаниями (занимаются добычей, переработкой и реализацией топлива), ФАС предложила ввести формулу расчета, которая привяжет стоимость бензина к мировым ценам. Согласно этой формуле из котировки вычитаются расходы на переработку, транспорт и пошлины, и полученные цифры определяют стоимость топлива.
Второе предложение заключается в ведении раздельного учета расходов на оптовую и розничную торговлю, что сделает ценообразование более «прозрачным», тогда с монополистических позиций могут быть смещены некоторые компании. На данный момент более чем в 50 субъектах РФ доля отдельных нефтяных «генералов» на розничном рынке превышает 35%, а в каждом третьем — 50%. Есть такие монополисты и в нашем крае. По данным Приморского УФАС, доля услуг по хранению нефтепродуктов ОАО «Роснефть-Находканефтепродукт» в Партизанске, Находке и Лазовском районе превышает 65%. А розничное присутствие ОАО «Приморнефтепродукт» в некоторых районах Приморья варьируется от 35% до 65%, в зависимости от марок бензина. Обе компании занимаются оптом и розницей.
Александр Стоянов, менеджер по продажам ООО «АльфаВладОйл»: «Установятся ли справедливые цены на бензин после этих инициатив? Сомневаюсь. На Дальнем Востоке уже давно цены ведут себя непредсказуемо. Корень зла — монополисты, выставляющие ту цену, которая им нужна. Кроме того, бензин в регион везется не только из Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Львиная доля приходится на партии из центральных регионов страны. Причем цены устанавливают весьма странные: у одних на рубль дешевле, у других — на рубль дороже».
Решит ли проблему развод опта и розницы? Ведь топливники в любой момент могут организовать дополнительное юридическое лицо, на которое перепишут всю деятельность, связанную с АЗС, и продолжат дальше получать свою прибыль.
В ООО «РН-Востокнефтепродукт» отказались комментировать инициативу ФАС. В НК «Альянс» бодрятся. «Компания «Альянс» действует в строгом соответствии с законодательством. Если предлагаемые ФАС ограничения будут введены в действие, мы будем их соблюдать, — сказал корр. «К» Андрей Румянцев, руководитель пресс-службы НК «Альянс». — «Приморнефтепродукт», как и другие подразделения НК «Альянс», нацелен на выполнение бизнес-плана. Сохранение лидерства на рынке как таковое задачей «Приморнефтепродукта» не является. Тем более задачей не является постановка препятствий к наращиванию присутствия других игроков. Пусть попытаются примерить желтую майку лидера — будем соревноваться. А «справедливость» — категория морального, правового и политического сознания и вместе с тем понятие относительное. Конкретная цена продукта на рынке определяется исходя из издержек и спроса. Если производитель «упирается» в спросовые ограничения, но сократить собственные издержки не может, он уйдет с рынка. Сегодняшняя стоимость бензина, это объективная реальность, данная нам в ощущениях. Ощущения, нетрудно заметить, сильно зависят от так называемой экспортной альтернативы. Если законодательно отменить привязку российских цен к мировым, то реальность цен может быть иной».
Егор БАТАЛОВ