Нововведения в порядке расчета утилизационного сбора, в частности, отмена льгот для автомобилей с мощностью двигателя свыше 160 л. с., могут привести к существенному сокращению поставок автомобилей марки Toyota в Россию. По оценкам экспертов, более 95% моделей этого японского бренда оснащены двигателями, превышающими указанный порог мощности.
Такое мнение высказал автоэксперт и бывший глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев. Он пояснил, что лишь незначительная доля (3,5-4%) альтернативного импорта Toyota приходилась на автомобили с двигателями мощностью до 160 л. с. Основу поставок составляли популярные модели, такие как внедорожники Land Cruiser и Land Cruiser Prado, кроссоверы RAV4 с мощными моторами и седаны Camry.
По словам Мосеева, Toyota, занимающая лидирующие позиции на российском рынке, рискует покинуть топ-10 продаж после распродажи текущих запасов.
Для других популярных марок, таких как Hyundai и Kia, доля автомобилей с двигателями до 160 л. с. составляет около 50% от общего объема поставок. У Mazda, Skoda и Volkswagen этот показатель находится на уровне 30%. Для этих брендов льготный режим утилизационного сбора сохранится.
Постановление правительства № 1713, подписанное премьер-министром Михаилом Мишустиным 1 ноября, устанавливает новый порядок расчета утилизационного сбора для автомобилей, ввозимых в Россию с двигателями мощностью свыше 160 л. с. С 1 декабря 2025 г. физические лица будут уплачивать утилизационный сбор на такие автомобили наравне с компаниями-импортерами.
В настоящее время сумма утилизационного сбора рассчитывается на основе утвержденных правительством коэффициентов. Для физических лиц действуют коэффициенты 0,17 для автомобилей возрастом до трех лет и 0,26 для более старых. Итоговый платеж получается путем умножения коэффициента на базовую ставку в 20 000 руб. Таким образом, сейчас при ввозе автомобиля для личного пользования физлицо платит 3 400 руб. за машину младше трех лет и 5 200 руб. за более старый автомобиль.
С1 декабря для автомобилей до трех лет с двигателем до 1000 куб. см, но мощностью свыше 160 л. с. коэффициент утилизационного сбора возрастет до 12,8. Минимальный платеж составит около 256 000 рубю (для машин до 190 л. с.). Для аналогичных автомобилей старше трех лет коэффициент составит 23,7, а утильсбор – 474 000 рублей, для автомобилей с двигателями от 1000 до 2000 куб. см (свыше 190 л. с.) до трех лет коэффициент будет 37,5, минимальный платеж – 750 000 руб., старше трех лет – коэффициент 62,2, минимальный платеж – 1 244 000 руб.
Для автомобилей с двигателями объемом от 2000 до 3000 куб. см, выпущенных менее трех лет назад, коэффициент утилизационного сбора составит 96,11, а для более старых – 144. Соответственно, минимальные платежи составят 1,922 миллиона и 2,88 миллиона рублей.
Для машин с двигателями объемом более 3000 куб. см методика расчета утилизационного сбора останется прежней: 107,67 для новых автомобилей и 164,84 для автомобилей старше трех лет. Исключения возможны для транспортных средств мощностью менее 160 лошадиных сил, однако такие автомобили практически отсутствуют на рынке.