Рынок новых автомобилей стабилизировался после ажиотажа, вызванного введением новых правил утилизационного сбора с 1 декабря. По мнению Сергея Целикова, руководителя агентства «Автостат», спрос вернулся к обычным показателям.
Аналитики агентства, опираясь на данные АО «Паспорт промышленный консалтинг», зафиксировали снижение продаж во всех сегментах российского авторынка на 50-й неделе 2025 года (с 8 по 14 декабря) по сравнению с предыдущей неделей. Так, продажи новых легковых автомобилей упали на 24% (до 27 434 единиц), легких коммерческих автомобилей – на 31% (до 1772 единиц), среднетоннажных грузовиков – на 19% (до 279 единиц), крупнотоннажных грузовиков – на 6% (до 1126 единиц), а автобусов – на 17% (до 654 единиц).
Однако, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года (50-я неделя 2024 года), то положительную динамику показали только легковые автомобили (рост на 9%) и автобусы (увеличение на 23%). Продажи легких коммерческих автомобилей снизились на 28%, среднетоннажных – на 30%, а крупнотоннажных – на 22%.
Сергей Целиков считает, что в оставшиеся предновогодние недели декабря не ожидается существенных факторов, которые могли бы спровоцировать традиционный предпраздничный рост продаж.
Отметим, что на Дальнем Востоке также наблюдался значительный всплеск спроса на импортные автомобили перед повышением утилизационного сбора, что привело к рекордному объему их поставок в октябре-ноябре. Об этом говорится в докладе Центробанка «Региональная экономика».
Антон Гулевич, главный экономист Экономического управления Дальневосточного ГУ Банка России, прокомментировал ситуацию: «В октябре ввоз автомобилей через порт Владивосток вырос практически на четверть по сравнению с сентябрем и на треть по сравнению с октябрем прошлого года. Через сухопутную границу в Приморском крае также было перевезено рекордное количество иномарок — почти в 4 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, так что склады временного хранения оказались переполнены. Импортные авто везли преимущественно под заказ для личного пользования».
В ноябре объемы поставок даже превысили рекордные показатели октября. В связи с этим пограничные переходы перешли на усиленный режим работы, были привлечены дополнительные сотрудники, а также оперативно запущены новые склады временного хранения. В последние дни ноября таможни Приморского края работали в круглосуточном режиме.
Продавцы также отмечали рост спроса на автомобили, ввезенные ранее для перепродажи. В Приморском крае в октябре продажи подержанных автомобилей выросли на 13% по сравнению с октябрем 2024 года, показывая положительную динамику третий месяц подряд. С начала года предложение машин на вторичном рынке увеличилось почти в 1,5 раза, что привело к снижению цен на 8,8%.
С 1 декабря 2025 г. в России вступили в силу новые правила расчета утилизационного сбора на автомобили. Ранее льготный сбор для новых автомобилей возрастом до трех лет составлял 3,4 тыс. руб., а для машин старше трех лет – 5,2 тыс. руб. Теперь отменена льгота для автомобилей с мощностью двигателя свыше 160 л. с. Базовая ставка утилизационного сбора составляет 20 тыс. рублей и умножается на коэффициент, зависящий от рабочего объема и мощности двигателя. Для электромобилей и последовательных гибридов, где двигатель внутреннего сгорания (ДВС) не связан напрямую с колесами, будет учитываться пиковая мощность. Это означает 30-минутную отдачу электромотора или суммарную мощность всех его двигателей.