Многие российские автовладельцы до сих пор обеспокоены вопросом оформления дорожно-транспортных происшествий (ДТП) без вызова сотрудников ГАИ. Распространено заблуждение, что отсутствие инспектора на месте аварии автоматически лишает водителя права на полную компенсацию по ОСАГО. Однако, как пояснил начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Михаил Черников, эти опасения чаще всего связаны с недостатком информации о действующем законодательстве.
Поводом для разъяснений послужило обращение читателя «За рулем», который отметил участившиеся случаи отказа инспекторов выезжать на ДТП без пострадавших. Водитель выразил обеспокоенность, что отсутствие сотрудника ГАИ на месте происшествия может помешать получить полное возмещение ущерба, ведь стоимость ремонта нередко превышает стандартные лимиты выплат.
Михаил Черников подчеркнул, что дело не в нежелании инспекторов выезжать на место аварии. Процедура оформления ДТП без участия полиции регламентируется статьей 11.1 закона об ОСАГО. Эта статья определяет порядок получения компенсации, когда участники аварии оформляют происшествие самостоятельно.
По умолчанию, оформление ДТП по европротоколу действительно ограничивает сумму страхового возмещения 100 тыс. руб. Это основное правило, действующее при фиксации информации о ДТП с помощью минимального набора средств.
Однако законодатель предусмотрел несколько важных исключений, которые позволяют увеличить сумму компенсации. К сожалению, многие водители ими не пользуются.
Так, если между участниками аварии возникли разногласия относительно обстоятельств столкновения, характера повреждений, траектории движения или других моментов, лимит выплаты может быть увеличен до 200 тыс. руб. Важно, чтобы эти разногласия были зафиксированы при оформлении ДТП. Это позволит страховщику применить расширенную процедуру рассмотрения дела.
Когда разногласий нет, закон позволяет получить компенсацию в размере до 400 тыс. руб. Это максимальный лимит, сопоставимый с оформлением ДТП инспектором. Однако для его получения необходимо соблюсти два условия: участники аварии должны зафиксировать факт ДТП с помощью технических средств либо водители должны использовать мобильное приложение или программный комплекс, аккредитованный Российским союзом автостраховщиков (РСА). Такое программное обеспечение позволяет сделать фотографии повреждений, привязать их к геолокации и передать данные в РСА в неизменяемом виде.
Черников пояснил, что действующий порядок призван облегчить работу дорожных служб и ускорить оформление простых ДТП. Если в аварии нет пострадавших, движение не затруднено, а водители могут самостоятельно зафиксировать обстоятельства, сотрудники ГАИ могут предложить оформить происшествие без выезда на место.
При этом водители не лишаются возможности получить помощь позже: их могут пригласить в подразделение Госавтоинспекции, где инспектор оформит все необходимые документы.
Глава ГАИ напомнил, что при авариях без пострадавших водители должны следовать пункту 2.6.1 ПДД. Если автомобили мешают движению, их следует как можно скорее убрать с проезжей части, предварительно зафиксировав схему ДТП, повреждения и расположение машин. Невыполнение этого требования может привести к затору и рассматриваться как создание препятствий для движения, что влечет за собой ответственность.
Черников подчеркнул, что отсутствие полиции на месте ДТП не лишает водителей права на полное страховое возмещение. Закон позволяет получить максимальную выплату, если участники правильно зафиксировали обстоятельства аварии и использовали утвержденные РСА средства фиксации.