2025-12-23T12:18:02+10:00 2025-12-23T12:18:02+10:00

Шавкат Ташходжаев, Т2: «Главный вызов года — быстро адаптироваться к изменениям»

фото: Т2 |  Шавкат Ташходжаев, Т2: «Главный вызов года — быстро адаптироваться к изменениям»
фото: Т2

Уходящий 2025 г. был щедр на крутые повороты, особенно в сфере телекома. Изменения законодательства в части продажи SIM-карт, замедление мобильного интернета и другие внешние обстоятельства заставили мобильных операторов играть по новым правилам. Т2 к такому не привыкать, ведь слоган компании – «Другие правила. Новый уровень». Как справляться с вызовами, превращая их в возможности, – в разговоре с директором Приморского филиала Т2 Шавкатом Ташходжаевым.

Хроники вызовов

– Шавкат, что для вас лично стало главным вызовом уходящего года?

– В этом году к нам «прилетело» много «черных лебедей» – событий, которые сложно было спрогнозировать, но которые в буквальном смысле поменяли правила игры на рынке. Был установлен новый регламент оформления SIM-карт для российских и иностранных граждан, применялись временные ограничения в работе мобильного интернета, был введен период «охлаждения» для SIM-карт, побывавших за границей или не подключавшихся к сети 72 часа, и еще много всего непредвиденного.

Поэтому самым главным вызовом этого года я считаю необходимость быстро адаптироваться к любым внешним изменениям. Только так в уходящем году можно было сохранить лояльность абонентов и продолжать нести для них максимальную пользу.

– Давайте вспомним ключевые события, повлиявшие и на операторов, и на абонентов. Наверняка возглавят этот рейтинг ограничения в работе мобильного интернета?

– Безусловно. И здесь важно сразу напомнить, что решения об ограничениях в работе мобильного интернета принимаются не операторами. Это меры, связанные с безопасностью жителей и критической инфраструктуры. И никто из игроков телеком-рынка не может повлиять ни на сроки, ни на локацию их применения. Большинство людей это понимают, и количество обращений на горячую линию Т2 по вопросам ограничений сегодня снижается.

Отмечу, что полной блокировки передачи данных в Приморье нет, речь идет именно о замедлении мобильного интернета. У абонентов в зонах ограничений сохраняется возможность обмениваться текстовыми сообщениями в мессенджерах. Можно также в штатном режиме звонить и отправлять SMS. И конечно, как и во всех регионах, где применяются ограничения, клиенты могут пользоваться «белыми» списками. В них входят значимые интернет-ресурсы: маркетплейсы, агрегаторы такси, онлайн-карты, портал «Госуслуги» и другие цифровые сервисы, которыми мы регулярно пользуемся. «Белые» списки периодически дополняются, но мы надеемся, что в ближайшее время их финализируют, включив в перечень самые востребованные ресурсы.

– Еще один вызов, актуальный для Приморья: режим «охлаждения» SIM-карт, побывавших за границей. Многие из нас столкнулись с этой новацией осенью. При этом остаться на сутки без мобильного интернета – такое себе удовольствие. Как вы поддерживаете абонентов в такой ситуации?

– Мы не просто поддерживаем, а предоставляем решение. У клиента есть возможность досрочно восстановить доступ к интернету: достаточно пройти проверку на специальном лендинге, подтвердив, что вы человек, а не беспилотник. Ссылка на сайт приходит в SMS автоматически, как только SIM-карта появляется на территории России. На весь процесс – от силы пять минут.

– Все вызовы, которые мы упомянули, так или иначе связаны с безопасностью. А как насчет безопасности цифровых данных клиентов?

– У T2 есть специальная платформа SafeWall, которая, как надежный щит, оберегает абонентов от потенциальных угроз в цифровом мире. Например, с помощью алгоритмов ИИ мы блокируем сомнительные звонки еще до момента дозвона. Защищаем пользователей от звонков и SMS-рассылок с иностранных номеров. Даем возможность проверить, есть ли где-то в сети утечка данных клиента. У сервиса несколько уровней – от бесплатного базового, который включен в тариф и уже надежно защищает абонента, до продвинутого, который позволяет победить любых кибер-боссов.

Но вместе с тем самим абонентам также необходимо соблюдать бдительность. Как минимум не сообщать никому коды из SMS и придумывать сложные пароли. Чтобы не получилась ситуация, как с Лувром, где в системах видеонаблюдения использовался пароль Louvre. Все помнят, чем закончилась эта история.

Вектор развития

– Вернемся к замедлению мобильного интернета. Даже в условиях временных ограничений операторы занимаются развитием сети. Зачем?

– Во-первых, ограничения, как вы сами сказали, временные, и они в любой момент могут быть сняты. И когда это произойдет, сеть должна быть в отличном состоянии. Во-вторых, ограничения точечные и действуют только в пределах определенного радиуса. В большинстве локаций передача данных продолжает вестись на высоких скоростях. Мы внимательно следим за состоянием инфраструктуры, выявляем участки с высокой или прогнозно высокой нагрузкой и достраиваем сеть, действуя «на опережение». Как правило, это емкостные сайты, которые устанавливаются, чтобы снять нагрузку в конкретном месте и дать абоненту более высокие скорости. Плюс мы в принципе продолжаем расширять покрытие и охватываем сетью те места, где раньше не было связи. Например, в этом году наш интернет впервые появился в семи небольших населенных пунктах Приморья. Причем во всех локациях связь обеспечивается с помощью отечественных базовых станций «Булат». Это село Украинка в Пограничном муниципальном округе, Варпаховка в Чугуевском и другие.

Всегда есть куда расти и с точки зрения технологий. В этом году во Владивостоке мы приступили (а в следующем продолжим) к строительству коврового покрытия в диапазоне LTE-800. Это позволит усилить проникновение сигнала и обеспечить качественную связь в зданиях даже с толстыми стенами, например, советской постройки.

– Вернемся к отечественным базовым станциям. Как в целом в телекоме обстоят дела с импортозамещением?

– Треть всех новых сайтов Т2 за 2025 г. построены на российском оборудовании «Булат». Эти базовые станции работают на технологиях 2G/4G, то есть полностью закрывают потребность жителей в звонках и быстром интернете. Доля таких решений на нашей сети растет, и это очень важный момент, ведь речь идет о технологическом суверенитете страны.

Также Т2 использует отечественные разработки для всех стратегически важных процессов, начиная с внутреннего документооборота и видео-конференц-связи, заканчивая комплексными техническими решениями, которые используются для обслуживания клиентов. Российские IT-решения прекрасно адаптированы под потребности телеком-отрасли и соответствуют самым высоким требованиям, в том числе с точки зрения безопасности.

– Как в условиях ограничений удержать абонента?

– Предложить ему актуальный продукт. Сейчас, например, в одном из тарифов мы предоставляем новым клиентам безлимит сразу на три основные услуги: интернет, звонки внутри сети и SMS. Звонки и текстовые сообщения особенно востребованы в зонах ограничений, мобильный интернет – во всех остальных локациях. Таким образом клиент всегда остается на связи, может выбирать формат общения и не переживать, что трафик закончится в самый неподходящий момент. И стоит такой тариф всего 390 рублей в месяц.

Для абонентов – все и даже больше

– Требования клиентов к операторам с каждым годом растут. Как остаться оператором № 1, тем более с такими вызовами?

– Доверие абонента к оператору держится на трех китах: высокое качество сети, отличный сервис и релевантный для клиента продукт. Поэтому мы продолжим делать то, что делали: наращивать сеть, поддерживать сервис на высоте и создавать для абонентов актуальные тарифные и продуктовые решения. И непременно будем сопровождать абонента не только в онлайне, но и офлайн.

– Есть понимание, каких сюрпризов ждать в будущем? И как к ним себя подготовить?

– Мы уже научились жить в новых реалиях, умеем быстро перестраивать наши бизнес-процессы и открывать в каждом вызове – новые возможности. И никаким внешним факторам, которые сначала заставляли нас чуть-чуть понервничать, нас не сломить. Так что мы верим только в лучшее. И продолжим удивлять абонентов интересными решениями, выгодными тарифами и, безусловно, яркими рекламными кампаниями. Но главное, мы продолжим работать 24/7, чтобы абоненты в любой ситуации могли связаться с самыми близкими.

Ну а наш ближайший вызов – это новогодняя ночь и долгие праздники, когда клиенты будут звонить и качать больше обычного. Это наше ежегодное испытание на прочность, к которому мы полностью готовы.

 

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram и MAX