Российский автомобильный рынок готовится к очередному потрясению, и вновь в центре внимания – утилизационный сбор. Декабрьское повышение стало лишь первым шагом в рамках глобальной стратегии по его увеличению. Уже с 1 января 2026 г. ожидается очередное, запланированное правительством РФ еще в 2024 г., повышение ставок.
Ставки утильсбора вырастут на 20% для всех категорий автомобилей. Для автомобилей с двигателями мощностью до 160 л. с. сохранятся льготные ставки: 3400 руб. для новых машин и 5200 руб. для подержанных.
Власти открыто заявляют о планах дальнейшего повышения утилизационного сбора вплоть до 2030 г. Как отмечал первый вице-премьер Денис Мантуров еще в октябре 2025 г., цель – не закрыть рынок для отечественных производителей и не лишить их стимула к развитию через конкуренцию. Главная задача – создать экономически более выгодные условия для локального производства по сравнению с прямым импортом.
Система утилизационного сбора была введена в России в 2012 г. После вступления страны в ВТО и снижения таможенных пошлин, возникла угроза наводнения рынка дешевым импортом. Утильсбор призван был стать дополнительной мерой защиты отечественных автопроизводителей. Изначально его размер был невелик (около 20 тыс. руб. для легковых автомобилей) и не оказывал существенного влияния на конечную стоимость машин.
Однако со временем сбор начал неуклонно расти, превратившись к концу 2025 г. в мощный инструмент регулирования автомобильного рынка. Сегодня утилизационный сбор на некоторые модели может достигать 6 млн руб. и более, не считая таможенных пошлин и других платежей.