Главная надежда отечественной малой авиации, самолет ЛМС-901 «Байкал», успешно совершил свой первый полет с полностью российской силовой установкой. Как сообщили в Минпромторге, в ходе испытаний машина развивала скорость до 210 км/ч и поднималась на высоту 400 метров.
В ведомстве уверены, что пройденное испытание подтвердило возможность создания отечественного самолета для малой авиации, оснащенного российским двигателем. Соответственно, это позволит решить важнейшую государственную задачу – обеспечить транспортную доступность и связанность всех регионов страны, включая самые отдаленные.
Сердцем «Байкала» стал турбовинтовой двигатель ВК-800, разрабатываемый АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА). Механизм предназначен не только для «Байкала», но и для учебно-тренировочного самолета УТС-800, российско-белорусского регионального самолета ЛМС-192 «Освей», а также для модернизации существующих самолетов L-410. Его максимальная мощность варьируется от 807 до 870 л. с. в зависимости от модификации.
Не менее важным компонентом является воздушный винт АВ-901, разработка которого велась с 2022 г. Минпромторг подчеркивает, что винт полностью изготовлен из отечественных материалов и на сегодняшний день не имеет аналогов в России.
«Байкал» призван стать будущим малой авиации, заменив легендарный советский Ан-2 на Дальнем Востоке. Разработка самолета ведется с 2019 г. частной компанией «Байкал Инжиниринг», входящей в структуру УЗГА. Изначально предполагалось, что «Байкал» сможет перевозить до девяти пассажиров или до 2000 кг груза, взлетая с грунтовых аэродромов и преодолевая расстояния до 1500 км.
Однако проект столкнулся с серьезными трудностями. Вице-премьер Юрий Трутнев отмечал, что высокая стоимость самолета (около 300 млн руб., что более чем в два раза превышает первоначальные планы в 120 млн руб.) поставила производство в тупик. Общие расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по проекту к концу 2027 г. уже оцениваются примерно в 11,5 млрд руб., в то время как первоначальный контракт с «Байкал-Инжиниринг» предусматривал выделение всего 1,25 млрд руб.
В связи с этим Юрий Трутнев высказывал мнение о необходимости ремоторизации существующих Ан-2. Выступая в Госдуме, он выразил недовольство перспективой отказа от разработки нового самолета и подчеркнул важность развития отечественной авиационной техники. Полпред пообещал разобраться в причинах сложившейся ситуации и привлечь к ответственности виновных.
Несмотря на сложности, УЗГА планирует начать поставки новых региональных самолетов «Байкал» в период с 2026 по 2044 г. Предварительные заказы уже превышают 60 единиц от таких авиакомпаний, как «Аврора», «Красавиа», «Аэросервис» и Нарьян-Марский объединенный авиаотряд.