Нашествие китайских туристов на Россию в 2015–2019 гг., казалось бы, пришлось очень кстати. И российской экономике, которая оказалась в кризисе, и российским чиновникам, которые получили убедительное статистическое подтверждение собственной эффективности. Цифрами, которые показывают устойчивый приток туристов, полюбили отчитываться и руководители канувшего в лету «Ростуризма», и главы регионов. Столько интересного было нагорожено типа Года туризма РФ в Китае, и все коту под хвост? Внезапно оказалось, что главным фактором, привлекающим туристов в Россию, являются не многочисленные административные конструкты, а банальный обвал рубля и падение цен в два раза. Ну и самая страшная правда: поток китайских туристов, пришедший в Россию на пике нашего кризиса, обогатил прежде всего китайский бизнес. Основная прибавочная стоимость оставалась в его руках, а Россия зарабатывала лишь «на водке и шоколадках». И вот новая панацея: отменен визовый режим в нашу страну. Ожидания завышенные, реальность может стать плачевной.
Китай хоть России и друг, но с безвизовым режимом дело долго обстояло как с тем табачком, который был с дружбой врозь. Первым решил сделать шаг Китай 15 сентября 2025 г. А когда уже потухли взоры даже у самых заядлых из всех развернувшихся на восток оптимистов, российская Гюльчатай все же приоткрыла личико. 1 декабря 2025 г. граждане Китая получили право на въезд в Россию без оформления визы, если они отправляются в страну с туристическими или деловыми целями не более чем на 30 дней.
Данная возможность предоставляется на условиях взаимности и распространяется на поездки с гостевой или деловой целью, туристические визиты, участие в научных, культурных, общественно-политических, экономических и спортивных мероприятиях, а также на транзитный проезд через страну. Основанием для безвизового въезда и выезда является действующий паспорт гражданина КНР. При этом такая мера не распространяется на китайцев, которые въезжают в РФ для работы, обучения, проживания, или для осуществляющих международные автомобильные перевозки в качестве водителей, членов экипажа, экспедиторов или же сопровождающих такие машины в качестве переводчиков.
Приморье с нетерпением ждало этого события. Если в 2019 г. турпоток из Китая достиг рекордных 456 тыс. человек, то сейчас все надеются привлечь поднебесных туристов на 30% больше пятилетней давности. Однако стоит ли безусловно радоваться? Не в деньгах (своими кошельками поднебесные туристы, сомнений нет, пополнят ВРП). Но вот что касается оборотной стороны – ни одна цзяо не компенсирует поведение наших братьев.
А оно вызывает неоднозначные оценки. С одной стороны, экскурсовод Татьяна Фоменко вспоминает курьезный случай, когда группа китайских гостей без стеснения устроила пикник на крыльце общества изучения Амурского края, будто находясь у себя дома. С другой стороны, некоторые предприниматели сталкиваются с более серьезными последствиями. Один из них, владелец прогулочного катера, отказался работать с китайскими группами из-за значительных затрат на уборку после их посещения, заявив, что «клининг дороже обходится».
Несомненно, китайские туристы бывают разными. Характерные черты путешественников из материкового Китая могут отличаться от гостей из Гонконга или Тайваня. Владивосток же, по стечению обстоятельств, чаще всего принимает туристов из приграничных китайских провинций. И с ними есть проблемы.
Эдуард Бацков, гид из Владивостока, объясняет это так: «Регион чаще всего посещают гости именно из китайских приграничных провинций, обладающих, скажем так, специфическим менталитетом. Если вспомнить историю, заселение этих двух близлежащих провинций не городскими жителями связано с концом XIX и началом XX века, когда главной задачей Китая было обеспечение продовольствием. Эти люди не читали умных книг, а трудились с рассвета до заката на полях во благо своей страны. Ну а теперь им хочется путешествовать!»
И, опрошенные KONKURENT.RU гиды характеризуют все это одним словом – «неадекватное». Нередко гостиницы вынуждены выделять для китайских групп отдельные блоки или этажи, чтобы минимизировать их пересечение с другими постояльцами. Более того, персонал, работающий с китайскими туристами, проходит специальное обучение, чтобы лучше понимать и коммуницировать с гостями, учитывая их особенности. Некоторые отели даже отказываются работать с китайскими группами.
Что касается развлечений и отдыха, поведение китайских туристов порой шокирует. Они могут свободно бегать по музеям, громко разговаривать, фотографировать все подряд. В театрах, например, во время балета, они могут повышать голос, смеяться и вести оживленные беседы, не обращая внимания на происходящее на сцене. Мусор в общественных местах – еще одна проблема, поскольку многие китайские туристы не всегда различают, где его следует оставлять.
Инна Павлинтюк, гид (фамилия изменена): «Испытываешь шок, когда видишь, как китайские группы, гуляя по городу, порой ведут себя буквально неадекватно: могут бросить мусор мимо урны или плюнуть под ноги. Случается даже так, что туристы справляют нужду прямо у исторических зданий, никого не стесняясь».
Однако, как отмечает Татьяна Фоменко, в Харбине, куда съезжаются китайцы со всей страны, царит совершенно иная атмосфера. Город поражает своей чистотой, где даже упавший листок тут же убирается дворником. Почему в России по-другому? Туристические фирмы избегают публичных комментариев о поведении китайских гостей (по крайней мере, KONKURENT.RU, видимо, чтобы негативно не сказалось на их бизнесе). Ведь именно китайские туристы составляют значительную часть их дохода. К тому же туроператоры несут ответственность за поведение своих подопечных, и признавать собственные ошибки может быть непросто.
Хорошая новость в текущих обстоятельствах – это появление свежего тренда. Приморский край стал привлекать все больше независимых путешественников из Китая. Это и семьи, и пары, и компании друзей, которые приезжают не только из близлежащих регионов, но и из более отдаленных, развитых частей страны. Особенно радует растущий интерес к Приморью со стороны китайской молодежи, которая отличается хорошим воспитанием и образованием.
Как отмечает Эдуард Бацков, сами молодые китайцы, похоже, испытывают некоторое смущение из-за поведения старшего поколения. То же самое подчеркивает экскурсовод Елена Пикалева: «Даже на своей границе они перестали толкаться». Она надеется, что это связано с осознанием того, что россияне не готовы мириться с грубостью.
Что касается тех, кто продолжает вести себя не лучшим образом, то здесь, видимо, мало что можно изменить. Михаил Степанков справедливо указывает на то, что невозможно запретить въезд китайским туристам в Россию только по причине их недостаточной культурности.
Но выбора, по всей видимости, нет. Придется мириться – ради статистики.