Представления граждан, компаний и банков о будущем росте цен – так называемые инфляционные ожидания – оказывают реальное влияние на экономические процессы. Об этом сообщил Центробанк.
«Каждый день мы принимаем финансовые решения: купить что-то сейчас или подождать, потратить деньги или отложить их, взять кредит или инвестировать. Наш выбор часто зависит от того, насколько, по нашему мнению, жизнь станет дороже в будущем. Например, если вы ожидаете 20% инфляции, вряд ли вы откроете вклад или купите облигацию под 5%. Именно эти решения миллионов людей определяют направление развития экономики», – говорится в сообщении.
Центробанк приводит показательный пример из мировой практики. В 1970-х годах в США произошла «Великая инфляция». Рост цен на нефть и дефицит товаров сформировали у населения и бизнеса устойчивое убеждение в неизбежности дальнейшего подорожания. Это запустило так называемую зарплатно-ценовую спираль: профсоюзы, предвидя рост стоимости жизни, требовали все более высокой заработной платы; компании, чтобы покрыть возросшие расходы на оплату труда, автоматически повышали цены; рост цен, в свою очередь, подстегивал новые требования по зарплатам, создавая замкнутый круг.
По мере роста инфляции экономическая среда становилась все более непредсказуемой. А повышенная неопределенность – идеальная почва для развития инфляционной психологии. Ситуацию усугубили действия американского центробанка, который принимал решения под политическим давлением. Это привело не только к росту инфляции, но и к растрате ценнейшего ресурса – доверия граждан. В итоге люди действовали исходя из ожиданий постоянного роста цен, игнорируя реальное состояние экономики. Чтобы сломить эти укоренившиеся ожидания, потребовались решительные меры: в начале 1980-х годов центробанк значительно повысил процентные ставки.
«Поэтому центральные банки при принятии решений ориентируются не только на фактическую инфляцию, но и на ожидания людей о ее будущей динамике. Когда ожидания «заякорены» (находятся на стабильном и невысоком уровне), люди, компании и рынки верят: даже если инфляция временно ускорится, центральный банк все равно вернет ее к целевому уровню. Тогда и временные скачки цен на сырье или перебои с поставками не приведут к долгосрочному ускорению инфляции, а справляться с ускорением роста цен центробанк сможет более мягкими мерами и с меньшими издержками для экономики», – подчеркивают в Банке России.
Однако доверие не возникает мгновенно. Оно нарабатывается годами низкой инфляции и решительных действий регулятора в сложные для экономики периоды. Банк России отмечает, что в нашей стране инфляционные ожидания пока остаются высокими и нестабильными. Поэтому требуется и более высокая ключевая ставка. Чтобы ожидания снизились, экономике нужен длительный период устойчиво низкой и предсказуемой инфляции.
«При этом важно понимать, что утратить доверие можно значительно быстрее, чем заслужить. Достаточно нескольких эпизодов высокой инфляции, а также нерешительных или противоречивых действий регулятора, чтобы инфляционные ожидания вновь вышли из-под контроля. Восстановление же доверия требует длительного времени и последовательной политики, поскольку экономические агенты начинают оценивать решения центрального банка с повышенной осторожностью. Именно поэтому доверие общества к денежно-кредитной политике по праву считается одним из ключевых и наиболее ценных ресурсов центрального банка», – заключили в Центробанке.