2003-06-24T15:30:00+11:00 2003-06-24T15:30:00+11:00

Пешком из Петербурга во Владивосток

Периодически появляющиеся сообщения в СМИ о путешественниках, прибывающих в город нашенский или стартующих из него на автомобилях, велосипедах, а то и пешком в далекие дали, навели на мысль оглянуться назад, в прошлое: а было ли нечто подобное в «доисторические» времена?

Егор ПУТНИК Специально для «К»

И оказалось, что в эпоху царя-батюшки 10 тыс. верст от Владивостока до Санкт-Петербурга, судя по всему, большим расстоянием не считалось, и некоторые ходоки запросто путешествовали с Тихого океана в град стольный на Неве (нынче, правда, вроде никто не захотел на 300-летие Петербурга прогуляться). А порой и обратно. Пешком, конечно. Главное в этом деле, как свидетельствовали ходоки, чтобы лаптей и сапог было достаточно. Да не прирезал в дороге лихой люд, которого на российских просторах тогда было, как и нынче, предостаточно.

Поручику хотелось учиться...

Первым человеком, отважившимся прогуляться пешим ходом из Владивостока в Санкт-Петербург, стал поручик 5-го Восточно-Сибирского стрелкового батальона Иван Бахмутов. Во всяком случае, о более ранних «путешественниках» такого рода нам информации отыскать не удалось, хотя, думается, такие чудаки-энтузиасты были в городе нашенском и до него. Отправился он в путь 31 мая 1890 г., а через год с небольшим Иван Бахмутов уже прогуливался по Невскому проспекту и рассказывал о своих похождениях-приключениях по городам и весям матушки Руси назойливым репортерам и досужим обывателям Петербурга. Вот только шел он, как оказалось, зря: цель у него была поступить в военную академию, но, увы, не удалось — опоздал. Никакие объяснения не помогли, ходоку лаконично отрубили: приходите на следующий год...

...а итальянцу — увидеть Тихий океан

Подданный Италии Иессе Брандани, инженер-механик по образованию, замахнулся еще круче: в 1890 г. он попрощался с Парижем и отправился через старушку Европу в Россию. Ладно бы до стольного града Петербурга, так нет, через Сибирь к Тихому океану на дальневосточную окраину Российской империи — во Владивосток. Не зная абсолютно русского языка, впрочем, и никаких других, с котомкой на боку с немудреными пожитками и гитарой за спиной, наяривая свои басурманские песни русским мужикам и бабам, встретившимся в дороге. В таком виде он и прибыл во Владивосток 4 марта 1899 г., спустя 9 лет после начала авантюрного путешествия, целью которого было «посмотреть мир». И ему, чертяке, везучему, это удалось.

Полковник японского генштаба — на коне через всю Россию

Истинный самурайский дух продемонстрировал полковник генерального штаба японской армии г-н Фукушима. Надо полагать, по причине профессионального интереса разведчика. Сапоги он, правда, поберег и использовал для такого случая лошадь. Верхом он преодолел 10 тыс. верст от Петербурга до Владивостока, где и был встречен с соответствующими почестями, а уже затем пароходом убыл на родину. Было это в 1893 г., в июне. Аккурат 110 лет тому назад.

Наш мужик тоже был не лыком шит

В 1896 г. в Петербург из Владивостока прибыл некий гражданин Миронов. Пешком. На этот тяжкий переход он потратил три года. Но самое любопытное, как подчеркивали газеты, в свое время Миронов таким же образом прибыл на Тихий океан из России.

Сегодня трудно сказать, в силу каких таких причин наш предок стоптал не одну пару сапог и лаптей, меряя версты Российской империи от берегов Невы до Владивостока и обратно, и отчего не воспользовался услугами парохода — деньги-то у него для этого имелись. Может быть, тоже хотел узнать, как и чем живет россиянин на рубеже ХIХ-ХХ вв.?

Во Владивостоке Миронов работал слесарем в железнодорожных мастерских. Дело у него спорилось, и, как квалифицированный специалист, он получал 1,5 руб. в день, что по тем временам было весьма неплохо (чернорабочие получали 30 коп. в день). Познакомившись с краем света — дальневосточной окраиной России — и сколотив определенную сумму, этот отчаянный рисковый русский мужик отправился в обратный путь. Опять-таки пешком. Это путешествие, как делился он со столичными репортерами, было наполнено всевозможными приключениями, «весьма интересными и опасными». В Сибири, к примеру, встречалось особенно много бродяг и лихого люда, но дело обходилось мирно, ибо он всегда шел только в отрепьях и по первому требованию отдавал им без споров всю свою провизию, какая только была при нем.

Начав свое путешествие при императоре Александре Третьем, Миронов в аккурат поспел в Петербург к началу царствования последнего самодержца российского Николая Второго. Осенью того же 1896 г. во Владивосток «сухим путем» через Сибирь прибыли три семьи переселенцев из Европейской России, состоявшие из 6 человек взрослых и 10 детей. Как сообщала местная газета, «одна из семей имеет некоторые средства пропитания, в то время как две другие чрезвычайно бедны и, идя сюда, побирались «христовым именем». В поисках лучшей доли эти люди, оставив отчие места, двинулись к Великому океану. Вначале на лошадях и волах, а затем, когда они не выдержали тягот такого переезда и пали, а средств на покупку новых не было, продолжили свой крестный путь пешим ходом, полагаясь только на Господа Бога. Изможденные и больные, крестьяне в конце концов добрались до Тихого океана, где их никто не ждал...

В поисках лучшей доли 23 марта 1894 г. в наш город из Казани прибыл без гроша за душой и некий телеграфист, фамилию которого репортеры того времени почему-то забыли указать. Правда, цель он имел вполне конкретную: прослышав про строительство Великой Сибирской железной дороги, он намеревался устроиться работать на «железку» и подзаработать. На этот переход у него ушло около двух лет.

Но если одни совершили тягчайший переход в силу жизненных обстоятельств, то другие, как мы уже убедились, путешествовали без крайней необходимости, а из любопытства и ради приключений.

Ловкий студент Бухарестского университета

Вот и студент Бухарестского университета, 20-летний Фердинанд Лейбовси, послав по боку теоретические науки на факультете географии, решил расширить свои познания практически и отправился пешком знакомиться с миром. Правда, сначала ему удалось получить «грант» в 50 тыс. франков. Прежде чем попасть в Россию, он отметился в Западной Европе, Северной Америке, Персии, Китае. При этом читая лекции по пути следования. Газета отмечала, что на эти страны у него ушло 1,5 года. Что, признаться, вызывает сомнение: уж что-то слишком быстро он топтал дороги Старого и Нового Света, а затем Китая. Но как бы там ни было, 3 сентября 1913 г. его встречал Владивосток и его жители, с которыми ловкий парень Фердинанд вполне сносно общался на русском языке и пожинал аплодисменты в свою честь.

Автопробегом по бездорожью

С появлением автомобилей началась эра всевозможных автопробегов из Владивостока и во Владивосток (пешком при этом, заметим, чудаки-энтузиасты тогда не перестали ходить). Во Владивостоке первый автомобиль на берегу Тихого океана появился в 1906 г. Во всяком случае, более раннего упоминания об авто в городе нашенском нигде обнаружить не удалось. Немецкое авто фирмы «Даймлер» завез к нам купец Дикман. Допотопное новшество с цепным приводом на заднюю ось мощностью в 9 л.с. не прижилось на улицах Владивостока, изобилующих подъемами, которые оказались не по силам детищу «Даймлера» и от которого купцу Дикману вскоре пришлось избавиться.

А одно из первых сообщений об автомобильном пробеге удалось обнаружить в местной прессе за 1908 г.

9 мая 1908 г. с Владивостокского ипподрома (где нынче стадион ТОФ на Спортивной) стартовали четыре авто: немецкий «Протост», американский «Томас», французский «Де-дион» и итальянский «Цюст». Им предстояло через Маньчжурию, Сибирь, Урал, Европейскую Россию домчаться до Парижа наперегонки. Вместе с гонщиками отправились репортеры газет каждой страны-участницы гонок, чтобы вести хронику автопробега и оставить ее потомкам (дошли ли они до Парижа или развалились-растворились где-то на российском бездорожье, нам неизвестно).

А потом пошло-поехало: в 1911, 1913, 1914 гг. с Тихого океана курсом на Петербург, Москву, Киев и Варшаву возьмут старт энтузиасты-автолюбители на своих допотопных «четвероногих друзьях». И, удивительное дело, худо-бедно добирались-таки до конечного пункта путешествия!