2011-03-09T11:26:49+10:00 2011-03-09T11:26:49+10:00

Если к вам пришел налоговый инспектор

В жизни подавляющего большинства собственников или руководителей бизнеса наступает день, когда в двери стучится налоговый инспектор. Проверка неприятна, но от нее никуда не денешься. Чтобы минимизировать неприятности, к проверке нужно подготовиться.\n

До начала проверки

В каких случаях назначается налоговая проверка?

Александр Немцов, налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов России, к.э.н., ООО «Восточно-Азиатская консультационная группа»: «В Налоговом кодексе РФ не обозначены критерии назначения выездной налоговой проверки и даже не отмечены обязанности налогового органа ее обязательно инициировать по истечении какого-либо периода времени или действия налогоплательщика. Наоборот, есть ограничения по количеству проверок и времени их проведения, по сути это воля и инициатива исключительно налоговых органов.

Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. (ред. от 22.09.10 г.) утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, которая содержит критерии отбора налогоплательщиков для назначения выездных налоговых проверок. На проверку отбираются те лица, у которых вероятность обнаружения налоговых правонарушений представляется наиболее высокой, еще обычно проверка назначается при ликвидации фирмы.

Выездная проверка, может быть назначена в любой момент, в т.ч. и по запросам правоохранительных, финансовых и иных ведомств. Немаловажным фактором является величина потенциально возможной суммы доначисления налога и реальности ее взыскания — ради небольших сумм и «в воспитательных целях» проверка вряд ли будет назначена».

Есть ли смысл до начала проверки привлекать сторонних специалистов по налогообложению?

Евгения Маминова, налоговый консультант, директор ООО «Аудит и Право»: «Часто подготовка предприятия к визиту налоговых органов сводится лишь к тому, что проверяется налоговая документация, а именно ее наличие и правильность оформления. Бесспорно, это важно, но не стоит забывать и о других не менее существенных и законных мерах, которые позволят свести до минимума негативные последствия налоговой проверки.

Если есть сомнения в правильности исчисления тех или иных налогов (а также для определения сумм риска), разумно привлечь внешних специалистов: аудиторов, налоговых консультантов — специалистов в области налогообложения. Может быть, на основании их заключения и придется доплатить суммы налогов и пени, что позволит в дальнейшем избежать штрафных санкций. Однако участие таких специалистов в защите ваших интересов может значительно снизить налоговые риски сделок и процедур, исследуемых налоговиками в ходе проверки, помочь в оформлении результатов проверки, в соблюдении процедуры обжалования, подачи разногласий, жалоб, заявлений в судебные органы».

Надежда Наумчик, генеральный директор ООО «Моор Стивенс»: «Зачастую даже выборочная проверка устанавливает существенные нарушения там, где их никто не ожидал. Ошибки, которые встречаются даже не в ведении бухгалтерского учета, а в оформлении первичной документации, могут привести к значительным негативным последствиям. Это особенно актуально для предприятий с большим документооборотом, когда бухгалтер в силу своей загруженности не в состоянии отследить правильность оформления каждого документа.

Кроме того, аудиторы могут проводить проверку по так называемому выделенному заданию, при котором основная цель — это как раз проверка правильности исчисления отдельных налогов или всех налогов за конкретный период, в зависимости от пожеланий клиента.

Поэтому приглашение внешних аудиторов всегда оправданно. Поверьте опыту аудитора с почти двадцатилетним стажем: хороший аудитор всегда отработает свой гонорар, ну а бесплатный адвокат — хуже прокурора, это уж само собой разумеется».

Во время проверки

Как зафиксировать нарушения, допущенные при проверке?

Надежда Наумчик: «Одновременно конкретных и универсальных рекомендаций нет. С каждым конкретным нарушением лучше разбираться отдельно. В целом же могу сказать, что часто налогоплательщику и фиксировать-то нарушения нет необходимости. Все или большинство нарушений будут зафиксированы самим налоговым органом. Задача налогоплательщика — уметь читать такие документы, выявлять эти нарушения и, соответственно, надлежащим образом доводить их до сведения вышестоящего налогового органа и суда».

Есть ли ограничения по сроку, за который налоговый орган вправе требовать документацию? Какие еще существуют ограничения для документов, которые вправе требовать проверяющие?

Александр Немцов: «Выездной налоговой проверкой может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о ее проведении (п. 4 ст. 89 НК РФ). При проведении выездной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать документы только за проверяемые периоды. У контрагентов налогоплательщика также могут быть истребованы аналогичные документы или информация о проверяемом лице в рамках ст. 93.1 НК РФ.

С 01.01.2010 г. в ходе проведения налоговой проверки (как камеральной, так и выездной) налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные им в налоговый орган при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Данное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы (п. 5 ст. 93 НК РФ)».

Нужно ли руководителю отказываться от подписания акта проверки?

Александр Наумчик, адвокат коллегии адвокатов «Международно-правовая служба»: «Не стоит этого делать. Во-первых, такое поведение, в принципе, не очень вписывается в рамки делового этикета. Во-вторых, оно способствует возникновению негативного отношения к налогоплательщику со стороны налогового органа, вышестоящего налогового органа и в дальнейшем судебных органов. Наконец, от такого поведения нет никакой практической пользы, даже напротив, потому что в этом случае акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации, и датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма. То есть акт будет считаться полученным, даже если в действительности письмо не дошло до адресата, а это непременно негативно отразится на процессе обжалования результатов проверки.

Если же руководитель все-таки категорически не согласен с результатами проверки, и даже до такой степени, что ему не терпится об этом объявить, то разумнее не отказываться от подписания акта, а подписать его, сделав соответствующую запись: «с результатами (либо «с возражениями») не согласен».

Как долго может проводиться проверка?

Надежда Наумчик: «Стандартный срок для проведения выездной налоговой проверки — два месяца, однако он может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки определены приказом ФНС, и, соответственно, несоблюдение этого порядка налоговым органом дает налогоплательщику основания для обжалования таких действий и результатов проверки в целом.

Проведение выездной налоговой проверки по определенным причинам может быть приостановлено налоговым органом, однако общий срок такого приостановления не может превышать шесть месяцев. Таким образом, стандартный максимально возможный срок налоговой проверки — от ее начала до получения акта налогоплательщиком — составляет 12 месяцев».

После проверки

Что надо делать сразу по окончании налоговой проверки?

Надежда Наумчик: «Необходимо получить акт налоговой проверки. После этого обычно генеральный директор и главный бухгалтер в спокойной обстановке, выделив на это важное занятие целый день или даже несколько, в зависимости от объема акта, определяют, какие именно начисления будут обжаловать и по каким основаниям, тут же бухгалтерии дается задание отбирать и копировать относящиеся к спорным операциям документы, а также запрашивать необходимые документы у контрагентов и иных третьих лиц. Все это позволит составить и подать возражения на акт в необходимый 15-дневный срок и подготовить необходимый пакет документов для дальнейшего обжалования в вышестоящий налоговый орган или суд.

Так выглядят действия налогоплательщика по окончании налоговой проверки в идеале. Ну а в реальности, в целях экономии времени и повышения эффективности налогоплательщик может обратиться за соответствующей помощью к сторонним организациям: аудиторам или налоговым юристам».

Когда проверка считается оконченной и что дает налогоплательщику нарушение сроков ее проведения?
Александр Наумчик: «Если мы говорим о камеральной налоговой проверке, то, поскольку она проводится налоговым органом без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком соответствующей налоговой декларации, то и оконченной она будет считаться по истечении трех месяцев со дня представления декларации.
Срок проведения выездной налоговой проверки, который в принципе может быть равным шести месяцам, исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющие обязаны составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику.

Нарушение срока проведения налоговой проверки предоставляет налогоплательщику возможность обжаловать действия налогового органа по ее проведению, а также предоставляет возможность обжаловать результаты проведенной налоговой проверки именно по такому основанию, как нарушение сроков налоговой проверки.

Обращаем внимание, что справка об окончании налоговой проверки, впрочем, как и решение о ее проведении либо продлении, должна быть специальной установленной формы. Для налогового органа соблюдение таких формальностей имеет существенное значение, соответственно, налогоплательщику следует обращать внимание на такие детали. Например, в частном случае на практике действия налогового органа по проведению налоговой проверки были признаны незаконными именно в связи с несоблюдением формы решения о проведении проверки».

Как составить возражения на акт налоговой проверки?

Светлана Беляева, руководитель Адвокатского кабинета Светланы Беляевой: «В соответствии со ст. 89 НК РФ после окончания выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.
В силу ст. 100 НК РФ не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт выездной налоговой проверки.

Поскольку акт налоговой проверки не является сам по себе документом, возлагающим на налогоплательщика какие-либо обязанности, то оспорить непосредственно данный документ в досудебном или судебном порядке не представляется возможным. Вместе с тем значение акта для налогоплательщика весьма велико, ведь на его основании выносится решение о привлечении к ответственности.

В первую очередь необходимо на акте поставить подлинную дату его получения. Не соглашайтесь на проставление более ранней даты, так как от этой даты зависит срок подачи возражений.

Согласно ст. 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае своего несогласия в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения на этот акт. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений. Налоговым законодательством форма возражений по акту налоговой проверки не предусмотрена, поэтому изложить свои возражения налогоплательщик может в любой форме с соблюдением общепринятых норм делопроизводства.

Хотя подача возражений не является обязательной процедурой, полагаем, что реализация данного права играет важную роль при защите прав налогоплательщика от незаконных действий проверяющих, поскольку в этом случае решение будет вынесено с учетом мнения и доводов налогоплательщика, а доводы, изложенные налогоплательщиком в возражениях, должны быть проверены как руководителем налогового органа при вынесении решения, так и в дальнейшем — вышестоящим налоговым органом и впоследствии судом.

В любом случае в возражениях по акту должны быть указаны: наименование налогового органа, производившего проверку; наименование налогоплательщика и его место нахождения; наименование самого документа: возражения по акту выездной налоговой проверки. Далее следует указать пункты акта и виды налога, по которым у налогоплательщика имеются разногласия с налоговым органом, с изложением собственных доводов со ссылкой на нормативные документы. Если по аналогичным ситуациям имеется арбитражная практика, то также следует сделать ссылку и на решения арбитражных судов.

В просительной части возражений необходимо в краткой форме сформулировать просьбу к руководителю налогового органа об исключении из акта конкретных пунктов, по которым налогоплательщик не согласен с проверяющими.

Следует помнить, что для эффективного использования такого инструмента, как возражения на акт проверки, выводы, изложенные в возражениях, должны быть документально подтверждены со ссылками на конкретные документы налогоплательщика и нормативно обоснованы, то есть с указанием нормативных актов, подтверждающих позицию налогоплательщика.

Подписать возражения по акту налоговой проверки должен руководитель организации либо лицо, уполномоченное на подписание доверенностью».

Если налоговый орган не учел возражения налогоплательщика, как это можно использовать?

Ольга Бурлак, адвокат коллегии адвокатов «Нигматулин и партнеры»: «По данному вопросу существует две точки зрения. Первая: решение инспекции подлежит отмене, если при рассмотрении материалов проверки не учтены возражения налогоплательщика на акт проверки. Вторая состоит в том, что при подтверждении факта нарушения налогоплательщиком норм налогового законодательства решение не может быть отменено, даже если возражения на акт проверки не были рассмотрены инспекцией.

Так, постановлением ФАС Уральского округа от 03.02.2009 г. по делу №А07-9779/2008-А-КРФ суд отменил решение о привлечении к ответственности, указав, в частности, что в решении нет доводов налогоплательщика, заявленных в свою защиту, и не отражены результаты проверки этих доводов. В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 23.09.2010 г. по делу №А32-44399/2009 суд указал, что решение о привлечении к ответственности вынесено без учета возражений организации по акту проверки, в то время как рассмотрение таких возражений является обязанностью инспекции. На этом основании суд отменил данное решение. Постановлением ФАС Московского округа от 12.05.2010 г. по делу №А40-10237/09-20-792 суд установил, что в ходе рассмотрения возражений на акт проверки налогоплательщиком представлены в инспекцию документы, обосновывающие расходы, однако данные документы не были учтены инспекцией при вынесении решения. Это стало одним из оснований, повлекших отмену решения о привлечении налогоплательщика к ответственности.

Иной точки зрения придерживается ФАС Западно-Сибирского округа, который в постановлении от 30.04.2008 г. по делу №А27-7753/2007-2 указал, что налогоплательщик не оспаривает в суде наличие обязанности по уплате налога в бюджет, поэтому нерассмотрение инспекцией направленных налогоплательщиком возражений не является существенным нарушением норм ст. 101 НК РФ и не влечет отмену решения, вынесенного по результатам проверки.

В Налоговом кодексе РФ не указано, должна ли инспекция учитывать возражения налогоплательщика, если они представлены с нарушением установленного срока, но до рассмотрения материалов проверки. Полагаем, что инспекция не вправе отказать в принятии возражений, поданных позже установленного срока, но до рассмотрения материалов налоговой проверки. Если при принятии решения налоговый орган не учтет представленные с опозданием возражения, то такое решение не будет считаться законным и обоснованным».
Игорь ДМИТРИЕВ