Производственная база Дальстроя была колоссальной и включала в себя 89 приисков, рудников и обогатительных фабрик, 23 электростанции и 1,6 тыс. км линий электропередач, 84 нефтебазы, 31 радиостанцию и узел связи, шесть морских пунктов, девять аэродромов, шесть железных дорог, пароходство и лесозаготовки. Обслуживало все это хозяйство 73 тыс. заключенных.
Обеспечение работы Дальстроя требовало взрывных работ, а значит, динамита, аммонала, нитроглицерина. Все это шло вагонами в единственный обустроенный порт на Дальнем востоке СССР — Владивосток. «Не нужно быть специалистом, чтобы понять, какая опасность висела над городом каждый раз, когда происходила эта опасная операция», — вспоминал первый секретарь крайкома партии Приморья Пегов.
Руководство края обратилось в ЦК с предложением переноса перегрузки взрывчатки в бухту Находка, где и предлагало построить для этого новый торговый порт. Настаивал на переносе и командующий ТОФ Кузнецов. Член ЦК Жданов для рассмотрения целесообразности строительства в Находке большого порта специально выехал в Приморье. По возвращении в Москву он доложил Сталину, что «Находка является настоящей находкой в Приморье» и там необходимо строить крупный порт. Этому строительству дали «зеленый свет».
Страшная картина
24 июля 1946 г. в бухте порта Находка из-за воспламенения взорвался пароход «Дальстрой», груженый 7 тыс. т аммонала и тротила. Взрыв был огромной силы: якорь весом в 5 т выбросило на полкилометра от берега, разрушил все постройки в порту, даже повредил пароход «Орел», который находился в море.
Незадолго до взрыва капитан приказал команде «Дальстроя» покинуть горящий корабль, но многие из ее членов были убиты осколками при взрыве. Также погибло множество «портовых рабочих» — заключенных, работавших в порту грузчиками.
Одним из последствий взрыва стал двухчасовой «мазутный дождь» — оседание на окрестности 1,8 тыс. т мазута из бункеров корабля, поднятых взрывом в небо. Известный приморский художник Павел Куянцев, в это время работавший на «Дальстрое», так вспоминал момент взрыва: «Через секунду я почувствовал мягкий толчок в спину, будто кто-то нежно и вместе с тем энергично пихнул тюком ваты. И вот я уже лечу по воздуху, стараясь найти землю, и никак не могу. Наконец, шлепнулся во что-то мягкое. Все потемнело. Подумал, что ослеп. Потом вода накрыла меня почти с головой, и я услышал, вернее, ощутил, как какой-то тяжелый предмет упал рядом. Нечем было дышать. Подумал: «Вот и конец! Хорошо бы быстрее». Сознание начало меркнуть. Но яркий свет над головой заставил еще задержать дыхание, и густое черное облако стало уходить в сторону. Глубокий вдох — и я вскочил на ноги. Рядом лежал мусорный рукав судна из дюймовой стали в тонну весом. Берег оказался совершенно голым. Нет ни судна, ни складов, ни зданий, ни деревьев. Только сваи торчат из воды, где был причал, да видна притонувшая корма парохода, а на ней аккуратно лежат рядком два паровых котла-тридцатитонника, заброшенные взрывом из портовой кочегарки. И все «отлакировано» слоем мазута».
Со всей Находки видели высокий белый столб дыма над пароходом. Жители знали, что на «Дальстрой» грузится взрывчатка, поэтому начали спешно покидать дома и бежать в сопки. Все работники причалов, а также не успевшие бежать жители мыса Астафьева погибли. Все здания, стоящие на мысе, и лагерь были полностью разрушены. Дома, находившиеся в районе ул. Лермонтова и Дальней, а также здания близлежащих поселков бухты лишились окон, а многие — и кровли. Часть котла и якоря парохода нашли на противоположном берегу бухты.
С начала эвакуации около сотни грузчиков бросились в проходную порта и столпились у ворот. Охранник не пускал их за проходную, т.к. они были заключенными. Взрыв прижал грузчиков к утесу, сбил в людскую кучу. Один из очевидцев вспоминал: «Где были ворота порта, я увидел черные кучи. Они шевелились. Однородность мазутного «лака» нарушалась алыми пятнами и полосками-ручейками. У подножия куч ручейки образовывали алые озерки. Это исходили кровью грузчики-заключенные. Взрыв застал всех у проходной и сбил изорванные тела в страшную массу. У одного доска в боку, у другого палка в черепе. Одни еще шевелятся, другие уже затихли. А алые струи, особенно яркие на черном фоне, все текут и текут. Картина была страшная».
Следствия и последствия
Для расследования взрыва из Москвы в Находку вылетели два замминистра МВД. Глава МВД Круглов на основе их докладов и доклада начальника местного МВД доложил Сталину, Берии и Микояну. «Командированными в бухту Находка заместителями министра внутренних дел СССР тт. Рясным и Мамуловым установлено, что основной причиной пожара и взрыва в бухте Находка явилось преступно-халатное отношение отдельных работников Приморского Управления Дальстроя к приему взрывчатки с железной дороги, хранению ее и погрузке на пароходы, — доложил Круглов. — Основными виновниками преступно-халатного отношения к сбережению взрывчатки и организации погрузочных работ в бухте Находка являются начальник Приморского управления Дальстроя Кораблин, его заместитель Сафронов, начальник политотдела Трошкин, начальник лагеря Островский, начальник склада Дицик, его заместитель Афанасьев и техник по взрывчатке Чевский. Все они арестованы и привлекаются к уголовной ответственности. Кроме того, арестовано девять человек, подозреваемых в злоумышленных действиях». В результате пожара и взрыва в бухте Находка был уничтожен пароход «Дальстрой» (разорвало на части), в т.ч. и все находившиеся на нем грузы на общую сумму 9 млн руб. (взрывчатки 917 т, сахара — 113 т, разных промтоваров — 125 т, зерна — 600 т, металла — 392 т). На сгоревших складах Дальстроя уничтожено различных промышленных и продовольственных грузов на сумму 15 млн руб. и взрывчатки на сумму 25 млн руб. Во время взрыва парохода «Дальстрой» было убито и умерло от ран 105 человек, в т. ч. военнослужащих — 22, гражданского населения — 34, заключенных — 49.
Помимо прочего, взрыв парохода «Дальстрой» в Находке имел еще одно практическое последствие. В секретном постановлении Совета министров, которое так и называлось «О пожаре и взрыве на складах и пароходе «Дальстрой» в бухте Находка», предлагалось сменить основную перевалочную базу Дальстроя, поменявшись с Министерством Морфлота. Минморфлота предполагалось отдать порт Находка, а взамен получить порт в бухте Ванино. Что и было сделано. Порт Находка стал коммерческими воротами России на Тихом океане, а порт Ванино навечно вошел в народный музыкальный фольклор: «Ты помнишь тот Ванинский порт…». Местные жители еще в 1999 г. находили остатки искореженного металла парохода «Дальстрой», взорвавшегося летом 1946 г.
Юрий УФИМЦЕВ, специально для «К»