2011-07-06T10:52:17+11:00 2011-07-06T10:52:17+11:00

«Жаркое» лето 1946-го

В 1946 г. над Находкой прошел настоящий нефтяной дождь, унесший 105 жизней. Об одной из крупнейших техногенных катастроф в истории СССР сейчас мало кто вспоминает.

Для развития советского севера было создано Главное управление строительства Дальнего Севера (Дальстрой). На откуп Дальстрою была отдана вся нынешняя Магаданская область, часть Якутии, Хабаровского края и Камчатской области. Там добывали золото и олово, также вольфрам, кобальт, уголь, уран. Строили еще дороги и инфраструктуру.

Производственная база Дальстроя была колоссальной и включала в себя 89 приисков, рудников и обогатительных фабрик, 23 электростанции и 1,6 тыс. км линий электропередач, 84 нефтебазы, 31 радиостанцию и узел связи, шесть морских пунктов, девять аэродромов, шесть железных дорог, пароходство и лесозаготовки. Обслуживало все это хозяйство 73 тыс. заключенных.
Обеспечение работы Дальстроя требовало взрывных работ, а значит, динамита, аммонала, нитроглицерина. Все это шло вагонами в единственный обустроенный порт на Дальнем востоке СССР — Владивосток. «Не нужно быть специалистом, чтобы понять, какая опасность висела над городом каждый раз, когда происходила эта опасная операция», — вспоминал первый секретарь крайкома партии Приморья Пегов.

Руководство края обратилось в ЦК с предложением переноса перегрузки взрывчатки в бухту Находка, где и предлагало построить для этого новый торговый порт. Настаивал на переносе и командующий ТОФ Кузнецов. Член ЦК Жданов для рассмотрения целесообразности строительства в Находке большого порта специально выехал в Приморье. По возвращении в Москву он доложил Сталину, что «Находка является настоящей находкой в Приморье» и там необходимо строить крупный порт. Этому строительству дали «зеленый свет».

Страшная картина

24 июля 1946 г. в бухте порта Находка из-за воспламенения взорвался пароход «Дальстрой», груженый 7 тыс. т аммонала и тротила. Взрыв был огромной силы: якорь весом в 5 т выбросило на полкилометра от берега, разрушил все постройки в порту, даже повредил пароход «Орел», который находился в море.
Незадолго до взрыва капитан приказал команде «Дальстроя» покинуть горящий корабль, но многие из ее членов были убиты осколками при взрыве. Также погибло множество «портовых рабочих» — заключенных, работавших в порту грузчиками.

Одним из последствий взрыва стал двухчасовой «мазутный дождь» — оседание на окрестности 1,8 тыс. т мазута из бункеров корабля, поднятых взрывом в небо. Известный приморский художник Павел Куянцев, в это время работавший на «Дальстрое», так вспоминал момент взрыва: «Через секунду я почувствовал мягкий толчок в спину, будто кто-то нежно и вместе с тем энергично пихнул тюком ваты. И вот я уже лечу по воздуху, стараясь найти землю, и никак не могу. Наконец, шлепнулся во что-то мягкое. Все потемнело. Подумал, что ослеп. Потом вода накрыла меня почти с головой, и я услышал, вернее, ощутил, как какой-то тяжелый предмет упал рядом. Нечем было дышать. Подумал: «Вот и конец! Хорошо бы быстрее». Сознание начало меркнуть. Но яркий свет над головой заставил еще задержать дыхание, и густое черное облако стало уходить в сторону. Глубокий вдох — и я вскочил на ноги. Рядом лежал мусорный рукав судна из дюймовой стали в тонну весом. Берег оказался совершенно голым. Нет ни судна, ни складов, ни зданий, ни деревьев. Только сваи торчат из воды, где был причал, да видна притонувшая корма парохода, а на ней аккуратно лежат рядком два паровых котла-тридцатитонника, заброшенные взрывом из портовой кочегарки. И все «отлакировано» слоем мазута».

Со всей Находки видели высокий белый столб дыма над пароходом. Жители знали, что на «Дальстрой» грузится взрывчатка, поэтому начали спешно покидать дома и бежать в сопки. Все работники причалов, а также не успевшие бежать жители мыса Астафьева погибли. Все здания, стоящие на мысе, и лагерь были полностью разрушены. Дома, находившиеся в районе ул. Лермонтова и Дальней, а также здания близлежащих поселков бухты лишились окон, а многие — и кровли. Часть котла и якоря парохода нашли на противоположном берегу бухты.

С начала эвакуации около сотни грузчиков бросились в проходную порта и столпились у ворот. Охранник не пускал их за проходную, т.к. они были заключенными. Взрыв прижал грузчиков к утесу, сбил в людскую кучу. Один из очевидцев вспоминал: «Где были ворота порта, я увидел черные кучи. Они шевелились. Однородность мазутного «лака» нарушалась алыми пятнами и полосками-ручейками. У подножия куч ручейки образовывали алые озерки. Это исходили кровью грузчики-заключенные. Взрыв застал всех у проходной и сбил изорванные тела в страшную массу. У одного доска в боку, у другого палка в черепе. Одни еще шевелятся, другие уже затихли. А алые струи, особенно яркие на черном фоне, все текут и текут. Картина была страшная».

Следствия и последствия

Для расследования взрыва из Москвы в Находку вылетели два замминистра МВД. Глава МВД Круглов на основе их докладов и доклада начальника местного МВД доложил Сталину, Берии и Микояну. «Командированными в бухту Находка заместителями министра внутренних дел СССР тт. Рясным и Мамуловым установлено, что основной причиной пожара и взрыва в бухте Находка явилось преступно-халатное отношение отдельных работников Приморского Управления Дальстроя к приему взрывчатки с железной дороги, хранению ее и погрузке на пароходы, — доложил Круглов. — Основными виновниками преступно-халатного отношения к сбережению взрывчатки и организации погрузочных работ в бухте Находка являются начальник Приморского управления Дальстроя Кораблин, его заместитель Сафронов, начальник политотдела Трошкин, начальник лагеря Островский, начальник склада Дицик, его заместитель Афанасьев и техник по взрывчатке Чевский. Все они арестованы и привлекаются к уголовной ответственности. Кроме того, арестовано девять человек, подозреваемых в злоумышленных действиях». В результате пожара и взрыва в бухте Находка был уничтожен пароход «Дальстрой» (разорвало на части), в т.ч. и все находившиеся на нем грузы на общую сумму 9 млн руб. (взрывчатки 917 т, сахара — 113 т, разных промтоваров — 125 т, зерна — 600 т, металла — 392 т). На сгоревших складах Дальстроя уничтожено различных промышленных и продовольственных грузов на сумму 15 млн руб. и взрывчатки на сумму 25 млн руб. Во время взрыва парохода «Дальстрой» было убито и умерло от ран 105 человек, в т. ч. военнослужащих — 22, гражданского населения — 34, заключенных — 49.

Помимо прочего, взрыв парохода «Дальстрой» в Находке имел еще одно практическое последствие. В секретном постановлении Совета министров, которое так и называлось «О пожаре и взрыве на складах и пароходе «Дальстрой» в бухте Находка», предлагалось сменить основную перевалочную базу Дальстроя, поменявшись с Министерством Морфлота. Минморфлота предполагалось отдать порт Находка, а взамен получить порт в бухте Ванино. Что и было сделано. Порт Находка стал коммерческими воротами России на Тихом океане, а порт Ванино навечно вошел в народный музыкальный фольклор: «Ты помнишь тот Ванинский порт…». Местные жители еще в 1999 г. находили остатки искореженного металла парохода «Дальстрой», взорвавшегося летом 1946 г.

Юрий УФИМЦЕВ, специально для «К»