«В Приморском крае все началось в 2003 г. с сайта «Darkin.net», — рассказал корр. «К» известный PR-технолог, пожелавший остаться неназванным. — Вслед за ним появлялись и другие ресурсы. На первом этапе существенного влияния на выборы эти вещи оказать не могли. Они использовались как прикрытие. Т.е. на форуме размещалась информация, на которую потом делало ссылку официальное СМИ. И когда в редакцию приходили следственные органы по факту публикации, там показывали распечатку — вот, мол, источник, ищите хозяев. Хотя чаще всего тот, кто печатал в СМИ, размещал и в интернете.
Сейчас влияние форумов и блогов еще больше, но подавляющим его назвать нельзя, да и особо эффективным тоже. Если я буду критиковать кого-то в открытых источниках, это сработает, но результат будет слабый. А вот работа через микрогруппы — это совсем другое дело. Что я имею в виду?
В соцсетях существует множество групп по интересам. К примеру, я беру на себя несколько таких групп, вступаю в них, на протяжении месяца очень плотно с ними работаю — пишу сообщения, приколы, анекдоты. Наконец, со всеми задружился. Наступают выборы, и я говорю своим новым «друзьям»: «Ребята, у меня товарищ на выборы идет, помогите!». И помогают. Значительная часть голосуют просто так, кому-то нужна мотивация, по-разному бывает.
Здесь особенно важен момент, что такая работа в интернете абсолютно неподконтрольна. Я могу писать человеку в личных сообщениях все, что угодно. Легко и подкупить избирателя, для этого есть всевозможные web-money и т.п., а поймать «за руку» на этом невозможно. Можно так развить и агит-деятельность. К примеру, я прошу «друзей» в группе: «ребята, вот листовка, распечатайте каждый всего по 10 шт. и разбросайте по ящикам у себя в подъезде». 10 штук совсем не сложно! А в группе 1,5 тыс. человек, таким образом у нас распространено 15 тыс. предвыборных листовок. Причем этот «тираж» невозможно ни перехватить, ни отследить.
На сегодняшний день работа с микрогруппами — эта самая прогрессивная технология. Но в Приморском крае она еще не налажена. Пытаются работать, но весьма слабо. В целом же, если оценить, какая доля информации и комментариев на тех же формах пишется просто пользователями и специально нанятыми для этого людьми, расстановка сил следующая. В обычной жизни всего 5% — работа пиарщиков. Когда близятся выборы, 30-50% — это заказ».
КОММЕНТАРИЙ
Евгений Хохольков, эксперт по PR и социальным технологиям: «Блоги, интернет-форумы, социальные сети — это лишь новые каналы распространения информации. А законы ее распространения и воздействия принципиально не меняются, потому как не меняется объект воздействия — социум, человек.
Отметим скорость, с которой интернет-технологии позволяют реагировать на изменение ситуации. От момента выработки идеи на мозговом штурме до размещения продукта в интернете может пройти несколько минут. Четко видна эффективность — сколько контактов-просмотров продукта состоялось, сколько проявили интерес в виде комментариев, каково соотношение положительных и отрицательных отзывов.
Поэтому несложно спрогнозировать, что уже в ближайшие годы интернет-технологии захватят более серьезный сегмент. На сегодня они все-таки в большей степени позволяют воздействовать не на массовую аудиторию, а на лидеров общественного мнения — журналистов, политическую и бизнес-элиту, социально активных граждан, а также на узкие специализированные «группы по интересам».
Что касается вбросов через интернет негативной информации о конкурентах, тут опять-таки дело в законах распространения информации в социуме. Вы можете вспомнить пример позитивного слуха? Вот поэтому и телевизионные новости у нас такие... Чтобы надежно захватить внимание аудитории и держать до самого рекламного блока. И только в конце маленький расслабляющий «бантик» про кошечку или пушистого детеныша в каком-нибудь зоопарке. Негативная информация проще усваивается и легче распространяется.
Однако использование методов очернения конкурентов в коммерческом маркетинге или политике недальновидно, т.к. негатив в итоге бьет по всему рынку, а не по отдельному «товару». В политике это выражается снижением доверия к любым партиям и выборам вообще.
Если говорить о работе «проплаченных комментаторов» на форумах, то это лишь малая толика стратегии работы в интернете. Причем не самая важная. И я не понимаю, почему именно ей уделяется столько внимания. Гораздо эффективнее сосредоточить усилия на работе с клиентской базой, которую нужно растить и пестовать».
28 сентября 2011, 12:23