2017-11-08T15:35:02+10:00 2017-11-08T15:35:02+10:00

Натуральное возмещение по ОСАГО провалилось

В Приморье каталог оценки ущерба не имеет никакой связи с реальным рынком

Почти полгода прошло с момента внесения поправок в закон об ОСАГО, вменивших рынку так называемое натуральное возмещение. Однако механизмы, на которые так надеялись чиновники, на деле не работают.

Как известно, согласно требованиям, ремонтировать пострадавший автомобиль возрастом до двух лет нужно на СТО официального дилера. При этом должны использоваться только новые запчасти. Страховые компании могут выбрать, предоставить ли клиентам натуральную форму возмещения или же оценить ущерб и выплатить деньги. Как показывает практика, последний вариант и выбирают страховщики — это выгоднее. Оценить детали, с учетом их износа, и заплатить владельцу страхового полиса дешевле, чем оплачивать новые запасные части.

«Натуральная форма возмещения неохотно используется страховыми организациями. Это объясняется тем, что эксплуатационный износ при данном виде возмещения ущерба в учет не идет, а страховщик заинтересован прежде всего в прибыли, а не в увеличении своих расходов. Поэтому страховые организации при урегулировании страхового случая стремятся закрыть вопрос с клиентом, возместив ущерб денежными средствами», — объясняет Алексей Дрюченко, председатель правления Приморской общественной организации по защите прав автовладельцев «Краевое общество автовладельцев Приморья».

Участник рынка автострахования на условиях анонимности объяснил, что задача страховщиков — не возместить весь ущерб, а заработать деньги. Соответственно, о выгоде клиента никто не беспокоится. «Каталог оценки ущерба никакой связи с рынком вообще не имеет. Во-первых, каталог един по всей России и к стоимости запчастей по нашу сторону Урала вообще не имеет никакого отношения. Во-вторых, задача оценки — снизить сумму выплат, — сказал собеседник «К». — Это делается за счет того, что запчасти популярных автомобилей, а также те детали, которые страдают в ДТП чаще всего, в каталоге оцениваются ниже рынка. А вот запчасти редких автомобилей или те части, которые редко страдают в авариях, оценивают по завышенной стоимости. К примеру, крыши стоят в каталоге дороже, а вот бампера — дешевле стоимости. Так получается средняя цена, которая кажется вполне нормальной.

Центробанк говорит, что в каталогах нужно провести переоценку, но это будет невыгодно для клиентов. После переоценки то, что стоит дешево, будет еще дешевле, а дорогое — подорожает. В связи с нынешней системой страховщикам выгоднее отдать клиенту деньги, но это будет около 30% от реальной стоимости ремонта и запчастей. При страховом случае со старой, редкой машиной выдавать должны такую сумму, на которую иногда можно и два таких автомобиля купить. И в этом случае страховщикам выгоднее натуральная форма возмещения. Ситуация с износом — вообще провальная. Были запчасти б/у — вот и получите б/у, никто не будет делать лучше, чем было. У официальных дилеров ремонт всегда дорогой, и страховщики практически игнорируют возможность направить туда клиента».

Автодилеры отмечают, что за прошедшие полгода страховщики практически не направляли к ним клиентов. «Дилерским центрам невыгодно работать сейчас по ОСАГО, т. к. расценки РСА, стоимости работ, ЛКМ, а также оригинальных запчастей страховщики оценивают ниже себестоимости. Выгодно работать по ОСАГО только тем кузовным сервисам, которые работают в черную и используют китайские или б/у запчасти взамен новых оригинальных. А что такое китайская кузовная запчасть, объяснять никому не надо», — отмечает Игорь Чеботаревский, исполнительный директор «Восток-СВ».

«Со своей стороны, мы выполнили все процедуры и готовы принимать автомобили на ремонт в рамках натуральной выплаты по ОСАГО, но сколько-нибудь существенного потока таких клиентов мы не ощущаем вообще. К нам регулярно обращаются владельцы новых автомобилей за восстановлением после ДТП, но вопросы со страховыми компаниями они, видимо, как-то решают сами», — сообщает Леонид Копылов, директор по маркетингу ГК «Сумотори».

Алексей Дрюченко: «На сегодняшний день выплаты в рамках ОСАГО не всегда обеспечивают возможность для автовладельца восстановить поврежденное транспортное средство без дополнительных расходов. Стоимость восстановительного ремонта производится в соответствии с единой методикой (ЕМ) определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства. Мы неоднократно представляли информацию в ЦБ России, РСА (Российский союз автостраховщиков), ФАС России о несоответствии расчетной стоимости деталей, произведенной в соответствии с ЕМ, стоимости, которую определяет рынок. Это в основном касается машин с левым рулем.

Во-первых, стоимость одного нормочаса работ, установленная ЕМ на автомашину, к примеру, марки Toyota, составляет 970 рублей, стоимость нормо-часа, установленная официальным дилером, составляет 3000 рублей, рыночная стоимость часа производимых работ составляет 2000–2500 рублей (для остальных марок машин стоимость н/ч также в разы меньше). Во-вторых, на данный спектр машин отсутствует рынок контрактных запасных частей и требуется приобретение новых деталей, а ЕМ предусматривает эксплуатационный износ до 50%. Но тем не менее, в соответствии с действующими требованиями закона, единственным способом для автовладельца, которому недостаточно страховой выплаты на восстановление своего авто, является возмещение данной разницы непосредственно с того, кто виновен в ДТП».

«Особенно плохо оцениваются запчасти на те автомобили, которые хорошо продаются сейчас, — сообщил еще один собеседник «К». — От этого у покупателей авто из дилерского центра при ДТП образуется значительная дыра в бюджете — им попросту недодают, а ремонтироваться нужно у дилера».

Ксения СУХИХ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ