Гуревич Ольга Юрьевна - исполнительный директор ЗАО «Агентство путешествий «Приморский клуб». Входит в Экспертный совет по развитию туризма при Губернаторе Приморья. Родилась 21 января 1975 года, получила образование в школе № 28 во Владивостоке, а после училась во ВГУЭС.
Ольга Гуревич уверена, что Приморье все тяжелее переживает нашествие китайских туристов. «Пусть лучше к нам приезжает меньше, но «качественных» гостей», — говорит она, при этом с некоторым страхом ожидая захода во Владивосток одного из самых крупных лайнеров — Caribbean Princess.
— Ольга Юрьевна, по официальным данным, в Приморье ситуация с туризмом становится лучше. Увеличиваются ли доходы турфирм?
— Выездной туризм восстановился, и это обстоятельство придает нам оптимизма. Проблема в том, что многие предпочитают сегодня путешествовать самостоятельно. Присутствуют недоверие, непонимание, какую мы несем ответственность и какие предоставляем финансовые гарантии.
— А въездной туризм не помогает распределять денежные потоки?
— Много гостей из КНР, они ходят по Владивостоку, заполняют гостиницы, зациклены на шопинге и платят не вовремя. Мое мнение: пускай туристов будет меньше, но они будут «качественнее». Например, японцев — организованных и приятных.
— Может ли отрасль послужить наполнению бюджетов налогами?
— Туризм, как модно говорить, дает мультипликативный эффект. Но надо выводить бизнес на правильные рельсы. Сейчас неофициально работать не модно. Это касается всех: туристических компаний, ресторанов, отелей, магазинов. В общем-то, генератор качественного турпотока — деловой туризм. Бизнесмен, который прилетит к нам, в любом случае потратит энную сумму. И командировочный — тот же турист, только с другой целью.
— Говорят, вопрос с введением такс-фри во Владивостоке остановился?
— Оказалось, у нас нет ни одного магазина — налогового резидента, который в состоянии выполнить вхождение в режим такс-фри по обороту и объему уплачиваемых налогов. Допустим, меня спрашивают: как отражаются преференции для дальневосточного бизнеса в виде обнуления налога на прибыль. Считаю, льгота замечательная, но в туризме почти никто не работает по основной системе налогообложения, все на «упрощенке». Ведь деятельность по общей системе — это не только объем налогов, но и огромная работа, которую необходимо выполнять предприятию.
— С приближением очередного Восточного экономического форума обостряется проблема с гостиничным фондом?
— Во время ВЭФ разместить простых туристов нереально, все гостиницы забираются под нужды мероприятия. Даже хостелы и съемные квартиры заняты под обслуживающий персонал. В это время туроператорам можно не пытаться кого-то разместить. А вот где жить высоким гостям в принципе? Отелей высокого уровня явно не хватает, хотя уровень инфраструктуры растет.
Считается, что в Приморье единицы приличных баз отдыха. На самом деле таких намного больше, просто они не занимаются своим продвижением. Недавно побывала на одной базе в Андреевке. Все есть, удобно, даже нельзя сказать, в какой стране я нахожусь. В чем проблема? Хозяева баз отдыха искусственно себе занижают сезон. В мае еще работать не хотят, осенью — устают. (Смеется). А ведь люди хотят отдыхать и весной, и осенью, и зимой.
Внутригородская инфраструктура во Владивостоке вышла на определенный уровень. Департамент туризма, Туристско-информационный центр здесь хорошо работают. Но все равно не хватает лоска, шика, информации. За пределами города сразу проблемы с дорогами, туалетами, остановочными площадками, знаками навигации. Единственное место, где можно остановиться туристам, если мы едем в Находку, — сафари-парк. Для европейцев непонятно, в чем проблема проехать всего 100 км. За границей это занимает 40 минут. А у нас несколько часов на не всегда удобном транспорте. Хотя, в общем, нам есть что показать.
— Какие проблемы все же необходимо решать Владивостоку для привлечения туристов, не считая гостиниц?
— Не хватает бесплатных информационных материалов, информационных стоек, волонтеров. Как разобраться с нашим транспортом не местному? Как иностранцу вызвать такси, как понять, сколько денег он должен заплатить? Ведь счетчиков в автомобилях нет. Непонятно, куда движутся автобусы (хотя кое-где надписи на английском появляются). В Японии, Европе, Америке любой турист во всем легко разберется.
Над чем стоит работать — это над качеством гидов, особенно владеющих иностранными языками. Есть гениальные экскурсоводы с уникальным количеством информации, но их мало и они говорят только по-русски. Для молодежи главное — провести китайцев по магазинам, заработать деньги. Думаю, при обязательной аттестации гидов ситуация станет лучше.
Для того чтобы город был гостеприимным, надо работать и с его жителями. Многим уже не нравится масса китайцев в городе. Владивостокцы не видят в этом для себя пользы.
— Почему так мало до сих пор используется потенциал Владивостокской крепости?
— Что касается Владивостокской крепости: объекты интересные, хотя не все задумываются, что мы будем говорить о них японскому туристу. (Улыбается). Океанариум — хорошее место, но таких в мире немало, и я лучше поведу своего туриста на Ворошиловскую батарею.
На самом деле много чего не используется. Давайте определимся, кто владелец видовой площадки и обязан ее содержать. Поставим на «Маяке» табличку, что здесь «край земли». Можно восстановить Миллионку. Когда заработают новые отели в игорной зоне, это сильно повысит поток туристов. Имеет перспективы «Восточное кольцо России». Потому что европейцы и американцы, в отличие от азиатов, прилетают к нам минимум на неделю. 2–3 дня хватает им на то, чтобы осмотреть Владивосток, потом надо двигаться дальше.
Нам не хватает парков, прогулочных зон, велодорожек. Хорошая идея использовать для них районы под путепроводом, за «Дальпрессом», Голубиную Падь, «Гнилой угол». Меня всегда удивляло, почему в договоры аренды на объекты не заносятся требования, которые арендатор обязан соблюдать: от минимальных санитарных до развития данного места.
Хорошо, что глава края интересуется состоянием портов и круизные суда заходят к нам чаще. Хотя с некоторым страхом ожидаю захода Caribbean Princess. Почти 5 тыс. пассажиров — Владивосток не готов к этому.
— Вы немало времени посвящаете связям туристического бизнеса с представителями власти. Есть ли понимание между туроператорами и чиновниками — куда двигаться дальше?
— Представители власти, которые занимаются туризмом в Приморье, люди молодые и по-хорошему амбициозные. Хотят работать на отрасль, а не на бумажный результат.
Все проблемы более-менее решаются, а требования чрезмерными не назовешь. В Приморье с этим проще, по сравнению с другими регионами. В России есть субъект, где Туристско-информационный центр вообще является монополистом-туроператором.