2018-06-07T13:25:45+10:00 2018-06-07T13:25:45+10:00

Дом для животных или развлечение для людей?

Почему экологический туризм — это сложнопросчитываемая и слабоокупаемая тема

Экономический кризис заставил россиян искать финансово доступные путешествия на территории проживания, что резко повысило спрос на экологический туризм. Люди хотят видеть и знать природные богатства своей страны. И здесь, казалось бы, просматриваются сплошные плюсы, кроме одного большого минуса: создатели заповедников и национальных парков ставили перед собой совсем другие задачи.

Объективно на Дальнем Востоке для экологического туризма есть все предпосылки. На территории региона находится 23 заповедника, шесть национальных парков и девять федеральных заказников. Их общая площадь около 180 тыс. квадратных километров, что составляет около 3% от общей территории ДФО. 13 из этих особо охраняемых природных территорий, имеющих федеральное значение, расположены в Приморском крае.

Владимир Андронов, директор ФГБУ «Заповедное Приамурье», председатель Координационного совета заповедников и нацпарков юга Дальнего Востока: «Национальные парки появились на Дальнем Востоке сравнительно недавно. 11 лет назад были подписаны распоряжения Правительства РФ о создании федеральных государственных учреждений «Национальный парк «Зов тигра» и «Национальный парк «Удэгейская легенда», что, как локомотив, потянуло за собой организацию одного за другим национального парка «Анюйский» в Хабаровском крае, нацпарков «Земля леопарда», «Шантарские острова» и самой крупной ООПТ в ареале тигра — нацпарка «Бикин». Таким образом, к 18 заповедникам, сохраняющим природу Амурского экорегиона, за последние 11 лет добавились 6 национальных парков. Именно этой форме ООПТ, сочетающей интересы охраны природы, местного населения и развития экологического туризма, отдается предпочтение в последние годы».

Дмитрий Горшков, директор ФГБУ «Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник имени К. Г. Абрамова», кандидат биологических наук: «Особо охраняемые природные территории Дальнего Востока являются очень интересными для многих потенциальных посетителей, ведь это неизведанная земля. Причем сегодня очень многие не ставят перед собой задачи разместиться в комфортабельных условиях, иметь хорошие номера для проживания — наоборот, они стремятся к уединению, к максимальному приобщению к живой природе.

На Дальнем Востоке основные «фишки», на мой взгляд, за которыми едут туристы, можно разделить: это знакомство с уникальными ландшафтами (побережья, горы, девственные леса, вулканы) и, конечно же, животный мир. Люди стремятся посмотреть, встретиться или хотя бы побывать в тех местах, где живут виды, которые относятся к харизматической мегафауне, — такие как амурский тигр, дальневосточный леопард, бурый медведь, гималайский медведь, некоторые представители китообразных».

Объект не гарантирует показ

Однако большинство ООПТ недостаточно используют свой потенциал, и это является некоторым ограничительным фактором с точки зрения развития туризма в целом в регионе.

Николай Шевцов, федеральный инспектор по Приморскому краю аппарата президента РФ в ДФО: «Большинство ООПТ в большей степени расположены к туризму и принятию посетителей на своей территории, другие же являются труднодоступными, и там туризм может быть не массовый, а точечный и дорогой, что требует изыскания дополнительных финансовых ресурсов. Потому что в принципе это сложнопросчитываемая и слабоокупаемая тема.

Маркетинговые исследования, которые проводятся для разработки стратегии развития туризма в целом в регионе, должны работать в одном формате и с регионом, и со всеми ООПТ, которые находятся на территории и имеют потенциал туризма. Стратегия должна точно и грамотно учитывать рекреационный потенциал и емкость каждой ООПТ, синхронизировать предложения ООПТ и предложения региона. В этом случае, я думаю, ушли бы очень многие вопросы и недоверие, которое иногда возникает между участниками одного и того же процесса».

Владимир Андронов: «11 лет для национального парка — это короткий срок, можно сказать, у нас только все начинается. В том числе и с точки зрения организации туризма. В нацпарках в других странах много животных — и это действительно поражает. Объект гарантирует показ. У нас такого нет — можно приехать в заповедник, но животных увидеть только на фото. Это важно решить. Потому что заповедник позволяет увидеть всю красоту и эмоции животного, что невозможно в клетке».

Нетронутые ландшафты

Еще одна проблема: неиспользование в ООПТ таких механизмов, как концессии и государственно-частное партнерство (ГЧП).

Анна Гульбина, замдиректора филиала по развитию Дальневосточного морского биосферного заповедника: «В вопросе о том, почему мы не работаем напрямую с инвесторами, играет роль то, что мы являемся государственными учреждениями и находимся в строгих рамках. По крайней мере наш заповедник относится к Федеральному агентству научных объединений, а не к Министерству природных ресурсов, и на уровне высшей администрации привлечение инвестиций вообще не очень приветствуется, потому что стоят другие задачи. Скажем так: мы этого хотим, но мы к этому не готовы.

Сохранение биоразнообразия — это первый вопрос всех заповедников, чем бы они ни пытались заниматься: охраной, наукой, просвещением, туризмом. Потому что иначе не было никакого смысла создавать заповедники. Я бы не хотела, чтобы заповедники вскоре остались единственными островками в нашей стране, где еще можно любоваться природой и не видеть домики для отдыхающих, как в Андреевке — типа «сортир». А чтобы и в других, не заповедных, местах были нетронутые ландшафты».

По мнению экспертов, сохранение природы — вопрос правильного выстраивания отношений между региональной властью и бизнесом, который, к сожалению, не всегда видит дальше своего инвестиционного проекта на конкретном участке территории. «Что касается ГЧП и концессии — я вас заверю, что нет ограничений. Может не быть положительных примеров, но ограничений точно нет. Более того, за последние годы законодательство было дополнено всеми нормативными и правовыми актами и рабочая схема уже понятна. Но для этого должно быть движение с двух сторон — заповедник должен захотеть использовать такой механизм, а бизнес, который захотел бы вложить свои деньги, я думаю, обязательно найдется», — уверен Николай Шевцов.

Галина Гомилевская, директор Международного института туризма и гостеприимства ВГУЭС: «У администрации ООПТ очень много проблем. И, наверное, самая главная из них — это низкое финансирование. И когда необходимо совместить все интересы, то, наверное, туризм выходит на последний план, что неправильно, потому что познавательный туризм — это метод, а задача гораздо больше — это экологическое просвещение. В плане технического обустройства для меня абсолют — это экотропы. Они не должны быть сильно затратными. Они должны быть безопасными, органичными, информативными и удобными. Не думаю, что экологическая тропа — большая проблема для ООПТ с точки зрения финансирования.

Второе условие для развития экотуризма — это транспортная доступность. Вопрос о часах (времени), а не километраже. Например, от Лучегорска к национальному парку «Бикин» километраж небольшой, а ехать очень долго, так как нет дорожного покрытия».

Татьяна ПОНОМАРЕНКО

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ