2012-03-07T11:27:44+11:00 2012-03-07T11:27:44+11:00

Плюсы и минусы обучения за рубежом

Пока на о. Русский растет кампус будущего федерального университета, растет и количество студенческих виз, выданных приморцам. О том, стоит ли вообще обучаться за границей и каковы на местном рынке труда перспективы обладателей заграничных дипломов, рассуждают эксперты и читатели «К».\n

«Среди стран, привлекающих иностранных студентов в свои вузы, лидерами являются Австралия, Новая Зеландия и Канада, — говорит Алина Орлова, заместитель директора НОУДО «Новый клуб «Весь Мир». — На них делают ставку, потому что хотят получать знания в соответствии с мировыми стандартами, быть востребованными и конкурентоспособными на международном рынке труда после окончания учебного заведения».

Практическое преимущество

Один из главных плюсов образования в развитых странах — возможность получить передовой опыт: зарубежные вузы достаточно много внимания уделяют именно практическим наработкам, то есть преподаватели мотивируют студентов на самообучение и исследования в своей области. И, что немаловажно, иностранные вузы в техническом плане оснащены гораздо лучше отечественных. «Обучение за рубежом, в первую очередь, дает глубокие знания в своей сфере и опыт стажировки, а диплом позволяет быть уверенным в себе как в специалисте, — объясняет Алина Вичевич, заместитель директора компании «Рокос Центр». — Лучше всего это понимают не столько сами абитуриенты, сколько их родители: они видят, что, к сожалению, сегодня очень мало университетов в России могут дать студенту квалифицированное образование, поэтому именно они чаще всего становятся инициаторами поступления. Такие страны, как США, Канада, Новая Зеландия и некоторые другие, выдают выпускнику диплом международного образца. Это означает, что специалист сможет найти себе достойную работу практически в любой стране мира».

Судя по спросу приморских абитуриентов, лучше всего за рубежом преподают экономику, финансы и международные отношения (справедливо для США, Канады, Новой Зеландии и Австралии), технические специальности наиболее сильны в Южной Корее.

Без английского — никуда

Во многих зарубежных учебных заведениях абитуриентов ждут вступительные экзамены и жесткий отбор, в частности — языковой: «Поступить можно как после школы, так и после окончания университета, — продолжает Вичевич, — при этом в большинство колледжей и университетов необходимо сдать международный экзамен на знание английского языка TOEFL или IELTS, а также профильные экзамены по специальности».

Без знания хотя бы разговорного английского учеба не сложится — все лекции, разумеется, на английском. Но в азиатских странах это скорее исключение, чем правило: в лучшем случае преподаватель говорит на ломанном английском с акцентом, чаще всего — на родном (японском, китайском, корейском и проч.). Еще до поступления центры образования рекомендуют пройти языковые курсы в стране будущего обучения. Светлана Стёпочкина, директор образовательного центра English World: «Изучать английский нужно, еще будучи школьником. При этом, планируя будущее поступление, надо понимать, что если предстоит жизнь за границей, то стандартной школьной программы недостаточно. Необходимо дополнительно заниматься по программам, развивающим разговорные навыки, способность слушать и понимать носителей языка, уметь общаться на английском языке. Таким образом, лучший вариант подготовки к поступлению в зарубежный вуз — это когда абитуриент получил хорошие базовые знания языка дома, в родной стране и далее развивает их в англоязычной среде. Срок таких курсов может быть различным. Обычно едут на три недели и более.

Языковые курсы — это уникальная возможность воочию, не по рекламным буклетам, не по словам менеджеров и не по отзывам на сайте, увидеть, в каких условиях придется учиться. Как правило, у слушателей курсов, помимо учебы, есть свободное время, когда они могут почувствовать и узнать культуру страны, ее уклад, стандарты жизни. В итоге каждый для себя решает — подходит ему такое будущее или нет. И, на мой взгляд, такой подход самый правильный, ведь ехать «вслепую» слишком рискованно».

Нам не нужен оксфордский диплом

Специалисты, получившие международное образование, могли бы дать мощный толчок развитию регионов России. В теории. На деле ситуация противоположная.

Антон Грицай, выпускник Said Business School, University of Oxford (Англия): «Мои «корочки» по достоинству могли бы оценить только в российских госорганах и в малом бизнесе. А представители бизнеса смотрят косо и с недоверием. И, наверное, в первых двух случаях я бы смог устроиться. Но эти предложения не были привлекательны уже мне: окупаемость моего диплома растянулась бы на десятилетия. В итоге свои знания я вложил в собственное дело. По сути, сейчас у меня два образования — российское и английское. На последнее я потратил порядка 50 тыс. фунтов стерлингов, о чем совершенно не жалею. Если первое мне дало некую теорию, то второе — опыт, наставления и способность видеть область своей профессиональной деятельности четко и ясно (занятия вели ведущие практики, мы дискутировали, я посетил огромное множество факультативов и консультаций). В общем, заграница в кратчайшие сроки мне дала то, что здесь я бы познавал годами».

Почему такой специалист оказался не востребован на рынке труда Приморья? Причин тому множество, говорят эксперты. И наипервейшая — местные зарплаты далеки от зарубежных. «Специалисты с иностранными дипломами востребованы во Владивостоке в исключительных случаях, в одном случае из 100, — объясняет Евгения Шукурова, руководитель Дальневосточного отделения Kelly Services CIS. — Основная масса работодателей Владивостока не требует зарубежное образование, изначально осознавая высокий уровень зарплатных ожиданий таких специалистов и уровень бизнес-рейтинга самой компании, которая, чтобы говорить на одном языке с подобным специалистом, должна иметь в обойме как минимум топовый состав с соответствующим образованием. Не говоря уже о корпоративной среде, в которую данного специалиста нужно будет поместить.

Золотая молодежь сегодняшнего дня, имеющая возможность обучаться за рубежом, как правило, имеет далеко идущие планы по реализации и применению своих знаний в центральном регионе, в наиболее крупных международных или развивающихся по международным стандартам российских корпорациях. Та же история с международными корочками, полученными студентами РАФа во Владивостоке как 5-10 лет назад, так и сейчас. Компенсационный пакет для таких специалистов мог бы быть соответствующим их ожиданиям, однако и это образование не производит впечатления на основную массу работодателей Владивостока, и предложения компенсационного пакета для выпускников РАФа не выделяются на фоне всех других предложений. Несомненно, многие из таких специалистов нашли применение своим знаниям в крупных иностранных компаниях в Москве и других городах России, другая часть применила международные знания в собственном бизнесе. Жаль, что Владивосток не удержал их. Возможно, в будущем ситуация изменится?».

ОПРОС

«К» спросил родителей, которые отправили своих детей в иностранные учебные заведения, а также клиентов зарубежных университетов: целесообразны ли расходы на обучение за границей?

Дмитрий Перушев, предприниматель: «Я доволен, что дочь получила образование международного образца. Это значит, что она будет востребована везде, как минимум, в англоязычной стране она сможет найти себе применение. А вариант эмиграции я не исключаю. Да, зарубежное образование дороже (в комплексе с проживанием получается в разы), но оно того стоит, поскольку дает широкие возможности, выделяет человека из толпы, и уже на этапе кадрового агентства он будет первый и наиболее рекомендуемый в списках на собеседование».

Анжелла Илюшникова, индивидуальный предприниматель: «Моя дочь поступила в South China Normal University на факультет College of International Culture, в Гуанчжоу. Отучилась два года, получила знание двух языков (английский и китайский), а после устроилась на работу в качестве переводчика. За четыре года сменила несколько сфер деятельности: от логистики до пятизвездочного отеля в Китае. Диплом котируется в России как специальное образование по специальности «переводчик» — ни больше ни меньше. Но опыт международной работы для работодателя играет роль бесспорного плюса».

Владимир Солодовник, заместитель директора ООО «СКИФ»: «Чтобы хорошо говорить на иностранном языке, на нем нужно думать. А думать ты сможешь только тогда, когда поживешь там. И чем дольше, тем лучше. Кроме того, корочки зарубежного образования — это статус. Такой специалист в дальнейшем сможет либо остаться за границей, либо работать в нашей стране, но уже в зарубежных компаниях. А это и другие зарплаты, и другое отношение. Поэтому, когда в нашей семье назрел вопрос дальнейшего обучения, без длительных раздумий сделали ставку на иностранные курсы, потому что понимали: в России все больше некомпетентных людей в образовании. Умные и перспективные попросту эмигрируют.

Сейчас я вижу результаты «вложенных средств», и нет ни доли сомнения в правильности выбора. В сравнении «цена — качество» однозначно выигрывает зарубежное образование, хотя бы потому, что их дипломы признаются в мире, а наши — нет. Моему ребенку свой диплом за границей пришлось подтверждать — ему сказали, что российское образование не проходит международный стандарт. Вы видели, чтобы выпускник Гарварда, к примеру, подтверждал свой диплом по причине несоответствия нашему стандарту?.. К тому же, работодатели центральной России ценят эти зарубежные корочки. Перспектив же для этих выпускников нет. Можно устроиться только переводчиком в иностранную компанию, но зарплаты не соответствуют возможностям работника. Работодателям хорошо: они нашли умного и перспективного трудягу. А вот трудяге с его потенциалом, который негде применить, куда хуже».

Кристина Мейн, выпускница CDI College (медицинский колледж, г. Ванкувер, Канада): «Выбирая колледж, сравнивала все: стоимость обучения (возможность государственного гранта, студенческого кредита), срок обучения, количество студентов в классе, количество часов лекций и практики, степени преподавателей. В итоге выбор пал на CDI College. Мне, со средним русским образованием, учиться было очень легко, так как то, что мы проходим в 5-6 классе, они проходят в колледже. Но разительным отличием стала частота и продолжительность практических занятий — 99% студентов устраиваются на работу туда, где проходили практику.

Сейчас у меня два диплома: медсестра и лаборант, работаю со стариками, у которых синдром Альцгеймера, и с детьми больных аутизмом. Разумеется, я смогу работать и в России, но не планирую — зарплата и уровень жизни совершенно не соответствуют знаниям. В Канаде же могу найти себе применение в городских, частных и детских больницах, клиниках и лабораториях. Есть, правда, и своя специфика: каждые полгода я обязана идти на повышение, постоянно нужно доучиваться и получать следующий диплом. А чтобы стать врачом, нужны 15 лет и огромное количество денег».

Наталья Дымова, выпускница Ульсанского университета (г. Ульсан, Южная Корея): «Специальное высшее (корееведение) я получила в ДВГУ, в Восточном институте, а магистратуру получала уже в Ульсане. Вообще, именно на техническое и инновационное развитие делают ставку в Корее. Поэтому выпускники российских технических вузов пользуются приоритетным правом на получение гранта: учатся и живут в общежитиях бесплатно, вдобавок получают государственную стипендию.

Для обучения созданы прекрасные условия: в вузах развитая инфраструктура, огромное количество лабораторий и отличное техническое оснащение. Да и занятия у них расписаны с утра до вечера. А выпускники в дальнейшем получают контракты с ведущими производственными компаниями.

Свое будущее вижу в сфере образования, уже подрабатывала переводами. Вообще, гуманитариям найти работу не так-то и просто — большинство предложений в Корее ограничивается должностью «менеджер по продажам».

Инга Олейник, выпускница Яньбенского университета (г. Яньцзы, Китай): «Еще в 11-м классе я знала, что хочу учить китайский язык. На тот момент российской альтернативой моему китайскому вузу были китайский факультет или регионоведение, причем с приличной стоимостью обучения. Бюджетные места? Без шансов из-за огромного конкурса. Но при сравнении цены и качества выбор пал на Китай. Язык нужно учить в стране-носителе, на этом настаивали и родители. Что касается стоимости, Россия дешевле, но несущественно. О принятом решении ни капли не жалею, сейчас я вижу, как многие россияне, приезжая сюда на работу, сталкиваются с проблемой — либо их не понимают, либо не понимают они. Т.е. если грамматику в России дают неплохо, то с фонетикой дело никуда не годится.

Плюсы зарубежного образования: изучение языка в сжатые сроки (из-за полного погружения в среду), неизведанный и интересный мир вокруг. Минусы: новый мир приходится изучать самостоятельно, поначалу с ума сходишь от водопада новой информации (иероглифы, звуки, лица), ну и первое время придется-таки посидеть на рисе, купить что-то удобоваримое, не зная языка, сложно (не говорю уже об отсутствии сыра, кефира и прочего). Но это все быт, к которому со временем привыкаешь».

Валерия Тавотова, студентка факультета управления бизнесом Ewha Womans University (Сеул): «Окончив три курса корееведения ДВГУ, я получила возможность поучиться в Республике Корее: мне достался грант от корейского правительства. Пройдя годовую языковую стажировку в университете г. Дэгу, я поступила в сеульский Ewha Womans University. Это один из престижных университетов Южной Кореи, который ведет свою историю с XIX в. Здесь для студентов созданы все мыслимые условия: в кампусе имеется огромная библиотека, читальные и компьютерные залы, магазины, кинотеатр, рестораны, фитнес-центр, музей, фотостудия, выставочный зал, концертный холл.

По моим наблюдениям, большинство студентов, поступая в университет, уже имеет представления о том, чем они хотят заниматься в будущем. Большой плюс в том, что Ewha Univ. проводит обмен с университетами США и Европы. Иностранных студентов здесь очень много, кажется, корейское образование входит в моду.

Учеба за границей — это труд, который требует много усилий и терпения. Обучение проходит на иностранном языке, в моем случае на корейском и английском. Понять и усвоить информацию — задача не из легких, стоит признать. Однако полученный здесь жизненный опыт сложно переоценить».