— В последние 2-3 года идут реконструкции старых яхт-клубов, достраиваются частные гавани, появляются новые проекты марин. Но скорость строительства и реконструкций стоянок никак не успевает за той скоростью, с которой наши жители покупают катера и яхты. Растущий дефицит стоянок налицо. Если раньше найти стоянку для катера в центре города было сложно, то сейчас просто невозможно.
— То есть владельцев маломерных судов в Приморье стало еще больше.
— Сказать «больше» — ничего не сказать. Если вы выйдете в августе в выходной день в море, дойдете до пролива Босфор и посчитаете по горизонту количество разных судов, то поймете, о чем я говорю. Даже движение автотранспорта в центре Владивостока не выглядит порой таким оживленным и хаотичным. Поражает также разнообразие катеров и яхт: от огромных белоснежных лайнеров до маленьких самостроев, резиновых лодочек и каяков. Люди готовы чуть ли не к ванне приделать моторчик, чтобы вырваться летом на острова.
К сожалению, покупка катера зачастую — это лишь эмоциональный порыв. Многие новые владельцы катеров только после приобретения осознают, с какими трудностями им предстоит столкнуться. А дальше все как с детьми: маленький катер — маленькие проблемы, большой — большие. Стоянка, ремонт, подготовка катера к сезону и консервация после сезона, подъем на берег и спуск на воду. И все это для того, чтобы несколько выходных в году отдохнуть на островах.
— Какова ситуация на рынке маломерных судов сегодня?
— Рынок катеров и яхт уже перенасыщен огромным количеством подержанных катеров и яхт. Цены на катера в Японии и Владивостоке практически сравнялись. Купив старый катер и изрядно намучившись с ним, владелец пытается продать его и купить лодку поновее. Радует то, что в крае начали появляться компании — официальные дилеры известных верфей, появилась возможность приобретения нового катера прямо во Владивостоке. Покупатели стали более избирательны в выборе. Предпочтение отдается небольшим катерам 25-30 футов, которые удобны для отдыха одной семьи. Стоимость такого катера равноценна стоимости хорошего автомобиля.
Что касается сервиса, то, к сожалению, он остается на низшем уровне, хотя и появилось несколько серьезных компаний, оказывающих хороший сервис. Но для целого региона этого мало.
— Говорят о развитии яхтенного туризма в Приморье. Возможно ли это в ближайшее время?
— Было бы весьма странным не пользоваться теми географическими преимуществами, которые дает нам регион. Развивать надо, но от слов нужно переходить к делу. Без государственной поддержки строительство по-настоящему крупных марин практически невозможно — окупаемость гидросооружения превышает 15-20 лет. А без наличия стоянок говорить о развитии яхтинга бессмысленно. Кстати, это проблема не только Владивостока, но и всей Азии. В Гонконге, Таиланде, Южной Корее, Японии яхтенный туризм развивается значительно медленнее, нежели в Европе. Лидерами яхтенного туризма являются такие страны, как Хорватия, Черногория, Турция и Италия.
Ольга ШИПИЛОВА