По мнению страховщиков, подобные задержки в процессе заключения полисов обязательного страхования ОПО вызваны целым рядом причин: начиная от проблем в законодательстве и заканчивая нежеланием самих владельцев ОПО платить существенные суммы страховых премий.
Владимир Майсак, директор Владивостокского филиала ООО «Первая страховая компания»: «Под понятие «опасный объект» попадают множество объектов, в случае аварии на которых могут пострадать люди: начиная от эскалаторов и заканчивая атомными станциями. Но не все эти объекты зарегистрированы в Ростехнадзоре, что, соответственно, вызывает трудности при страховании. Ведь по закону должны страховаться только те объекты, которые зарегистрированы в Ростехнадзоре. Например, на территории края расположено множество СТО, у которых среди прочего оборудования есть автомобильные подъемники, которые также попадают под категорию опасных объектов. Но они, естественно, не зарегистрированы и в Ростехнадзоре, более того — и не планируют регистрацию, т. к. просто им это не выгодно.
Также «тормозит» процесс и очень сложная система расчета страхового тарифа. Для этого сначала необходимо определить тип опасного объекта, отнести его к определенной группе опасности и далее рассмотреть по таблице, какой тариф в таком случае применяется. Кроме того, необходимо учесть повышающие/понижающие коэффициенты. Простому агенту достаточно сложно рассчитать подобный тариф и выписать полис. Для облегчения работы страховщиков Национальным союзом страховщиков ответственности (НССО) был создан калькулятор, работающий в онлайн-режиме. Но только в период с 1 января по 1 марта поменялось примерно 14 версий этого калькулятора, что также вызвало некоторые трудности в работе.
Помимо этого, многие руководители объектов, подлежащих страхованию, изыскивают всевозможные способы этого не делать. Например, очень сложно работать с автозаправочными станциями, т. к. они не включены в реестр Ростехнадзора, а страхованию по закону все-таки подлежат. Факт того, что АЗС не включены в список опасных объектов, используется для избежания заключения страхового полиса».
Как отмечают эксперты, владельцы опасных объектов упорно не хотят замечать, что в начале года вступил в силу закон, обязывающий их застраховать свою ответственность. В решение проблемы неосведомленности активно стали включаться страховые компании, разъясняя каждому «опасному объекту» суть нововведений.
Стоит отметить, что и суммы страховых выплат значительно возросли: максимальная достигает 6,5 млрд руб., а минимальная — 10 млн руб. Перспектива таких выплат и обязательный характер страхования не радуют самих страховщиков: аварии на опасных объектах происходят нередко, а выплаты могут лечь бременем на страховой бизнес. Все возможные риски страховые организации стараются учесть при расчете суммы страхового взноса и даже некоторым образом повлиять на безопасность объекта.
Ольга Чуперко: «Страховщик никак не может повлиять на снижение риска напрямую. Высокая степень износа опасного объекта учитывается при формировании поправочных коэффициентов к базовому тарифу, соответственно для клиентов с высокой степенью износа и ставки будут значительно выше. Таким образом, страховщик косвенно заставляет страхователя обновлять производственные фонды».
Анна РЫКОВА