— Господин Фукушима, за КЕЙДАНРЕН прочно закрепился имидж «малого правительства», и лоббирует федерация не в интересах каких-то отдельных отраслевых групп, а в пользу облегчения условий для предпринимательства вообще. Иными словами, правительство занимается регулированием экономики, а вы — «дерегулированием»?
— Правительственные ведомства препятствуют развитию предпринимательства, располагая огромным набором всяческих рестрикций, лицензий и предписаний. И число их растет день ото дня. Так вот, по мнению федерации, с этой практикой надо если и не покончить, то во всяком случае резко ее сузить. То есть экономическая активность должна регулироваться в минимальной степени. Принципы нашего лоббизма предусматривают прозрачность и гласность. К примеру, если возникают вопросы по налоговой системе, то мы разрабатываем свои предложения и открыто о них говорим. Причем стараемся проанализировать, как те или иные коррективы отразятся на всех секторах японской экономики.
— В России пытаются искать другие пути — лоббизм у нас все больше либо отраслевой, либо олигархический. И до крайности эгоистически настроенный. Ощутимого эффекта от такой модели пока нет.
— Мы слышали об этом. Более того, в свое время даже ощутили все прелести работы в российских условиях. Дело в том, что в начале 90-х прошлого века в связи с демократизацией в России японские компании зашли на Дальний Восток. Потом все вместе ушли. Причина? С российским бизнесом сложно иметь дела. Кругом был обман. В России так внезапно наступил капитализм, что не было никакой корпоративной культуры и многие просто не знали, как вести бизнес. Тогда у КЕЙДАНРЕН и сложилось негативное мнение об экономике России в целом и Дальнего Востока в частности.
— Раз КЕЙДАНРЕН не возвращается на Дальний Восток, можно сделать вывод, что федерация не сильно-то верит в текущие светлые экономические изменения здесь?
— Развитие есть, и, по сравнению с 20-летней давностью, изменения огромные. Другое дело, что надо бы еще проникнуться доверием к местной власти, бизнесу и людям. Ведь для любого японца доверие — это самое главное качество. Если оно есть, тогда японский и российский бизнесмен станут идеальными партнерами. В 90-х же в России было недопонимание и даже сердитое отношение к нам. Потом российские компании нашли партнеров в Китае, и тогда они поняли, что такое бизнес-доверие. Теперь они говорят: «Лучше бы мы работали с японцами».
Что касается возвращения. На данный момент японские компании пристально наблюдают за развитием Дальнего Востока, особенно в связи с созданием профильного министерства. Ждут, какая все-таки будет программа развития на последующие годы. И КЕЙДАНРЕН готовит почву для нового захода в регион. Если говорить об интересах, то они обширны. Это и энергетика, и нефтехимический комплекс, и продукты питания, и сельское хозяйство.
— Являются ли членами ассоциации какие-нибудь российские компании?
— К сожалению, нет. Но мы бы хотели видеть в своих рядах несколько...
— Не «Газпром» ли?
— Его в том числе. Однако насильно привлекать компании — это не наш принцип. Мы работаем куда как деликатнее: наша главная задача — диалог с правительственными учреждениями, а также сведение японских компаний с зарубежными. К слову, несколько предприятий КЕЙДАНРЕН в настоящее время тесно взаимодействуют с «Газпромом».
— Между японскими компаниями и «Газпромом» уже достаточно длительное время идут переговоры о совместном строительстве СПГ во Владивостоке. На каком этапе процесс сегодня?
— Ассоциация не владеет информацией о конкретных проектах. Мы находим точки входа в проект и дальше просто предоставляем компаниям самим решать оргвопросы. Действуем так потому, что членами ассоциации являются компании одного сектора. Например, Toyota и Nissan. Чтобы не навредить ни той, ни другой компании, КЕЙДАНРЕН не вникает в корпоративные дела.
— Как КЕЙДАНРЕН взаимодействует с другими японскими ассоциациями?
— В Японии есть три большие организации — КЕЙДАНРЕН, Японская торгово-промышленная палата и Комитет экономических единомышленников, представляющий частных лиц. Последние две окологосударственные, и в них на руководящих постах много бывших чиновников. У нас же нет представителей бывших правительственных кругов, и мы не получаем денег от государства.
— А не боитесь, что однажды эти ассоциации так усилятся чиновниками, что в конце концов сметут КЕЙДАНРЕН?
— Такого быть не может. Ассоциация имеет слишком богатый опыт, чтобы ее просто так не стало. Да к тому же у нас есть каналы связи с государством, а руководители компаний, которые входят в КЕЙДАНРЕН, проложили свой путь к чиновникам.
— Нет ли тут коррупционной составляющей?
— У нас в принципе такого нет. Но в Японии есть явление, которое мы называем «сходить с небес». В чем оно заключается? Главы министерств или государственных ведомств уходят с постов и переходят на руководящие должности крупных корпораций. Наиболее популярными являются предприятия рыбодобывающего и сельскохозяйственного сектора. Что касается политиков, то есть система пожертвований политическим партиям. Это не взятки, а полностью открытая информация. Всегда можно посмотреть, какая компания и какой партии перечисляет деньги. Было бы хорошо, если бы политики обходились без подобных вливаний со стороны бизнеса. Но так не бывает.
Сейчас такого уже нет, но раньше КЕЙДАНРЕН определяла, сколько тем или иным компаниям надо заплатить партиям. Теперь некоторые японские СМИ утверждают, что, перестав регулировать «политические» пожертвования, КЕЙДАНРЕН потеряла свое влияние. Не совсем так. Мы просто перешли на другую форму диалога. Теперь, в частности, выдвигаем законодательные инициативы либо советуем, насколько можно снизить налоговую ставку. И могу сказать, в правительстве к нам прислушиваются. Причем гораздо внимательнее, чем это было раньше.
— Вторая волна мирового финансового кризиса все больше накрывает Европу. Некие признаки стагнации уже появились и в Китае. Насколько уверенно себя чувствует Япония? Какие, на ваш взгляд, есть инструменты для предотвращения кризиса?
— В начале 1990-х годов общая стоимость всех активов японских компаний превышала стоимость активов компаний США. При этом численность населения в США была вдвое больше. А ВВП США превосходил японский почти в 2,5 раза. Естественно, что первый пузырь надулся на рынке недвижимости. Квадратная миля под Императорским дворцом в Токио стоила дороже всей площади штата Калифорния. Классический ипотечно-залоговый пузырь набрал свою силу, и в результате разразился кризис: цены на японскую недвижимость упали почти на 50% за короткий промежуток времени. Правительству Японии пришлось снизить учетную ставку до самой низкой за всю историю — 0,15% годовых — и войти в капитал крупнейших банков, фактически национализировав банковскую систему.
При этом с 1993 года Япония угодила в дефляционную ловушку: индекс цен потребителей (инфляция) перестал расти. Инфляция, которая в периоды роста экономики составляла от 2 до 6% и заставляла население избегать сбережений, снизилась до 0% и даже показывала отрицательные величины (дефляция). Лишь к середине 1995-го японская экономика начала оправляться от последствий этого кризиса. Но выйти на стабильные темпы роста ВВП не удавалось. Экономика Японии находится в этом состоянии по сей день, уже 19 лет. За этот период власти использовали всяческие методы стимулирования потребления: увеличивали госрасходы, создавали новые рабочие места, строили дороги и другие не всегда нужные инфраструктурные объекты. В итоге расходы населения удавалось поднять толчковыми методами, но такие подъемы были временными.
Нынешний кризис случился, как и в Японии, в результате чрезмерно раздутого пузыря на рынке недвижимости США. Ситуация, которая сложилась в мировой экономике, уникальна. Дело в том, что до 90% долга государств и корпораций держат финансовые учреждения. Финансовая сфера оказывает настолько большое влияние на экономику, что бороться с кризисом обычными методами уже не получается. Например, США. Там люди влезают в долги, чтобы покупать товары по всему миру. После того как они потеряли возможность брать кредиты по низким процентным ставкам, потребление перестало расти. Что получилось? А то, что в мире сегодня идет дефляция. И в Европе, и в США центральные банки знают, как бороться с инфляцией, но не с дефляцией. А отсутствие опыта приводит к печальным последствиям. Поскольку дефляция имеет сильный депрессивный период, то развитие мировой экономики под большим вопросом.
Егор БАТАЛОВ
Владивосток — Токио — Владивосток
Владивосток — Токио — Владивосток