— Министерство судостроительной промышленности организовало в краевом центре целый ряд предприятий, которые обеспечивали работу военно-морского флота. В частности, «Дальзавод», которого теперь уже практически нет, и сопутствующие заводы обеспечивали ремонт и оснащение судов. «Дальприбор» занимался гидроакустикой, направлением «Изумруда» была локация, «Варяг» ориентировался на гидравлические системы управления подлодок. А еще «Радиоприбор», «Восточная верфь» и другие. Примерно 25% объема бюджета края давала промышленность оборонной отрасли.
На перечисленных мною предприятиях работали десятки тысяч человек. На «Дальзаводе» 13 тыс., у нас на «Даль-приборе» — около пяти тысяч (примерно по столько же было и на остальных заводах). На заводах работала настоящая элита! Во-первых, шел серьезный отбор специалистов. Во-вторых, на заводах хорошо платили. В-третьих, можно было получить социальные привилегии. Когда в 1970 г. я пришел работать на «Дальприбор» мастером, мне дали оклад 115 руб. Уже имея двоих детей, наша семья жила на эти деньги. А у рабочих заработная плата была намного выше.
Как вы знаете, благодаря участию Хрущева Владивосток стал очень интенсивно строиться. Немало жилья строили и заводы. Министерство судостроительной промышленности выделяло на это средства. «Дальприбор» строил в двух микрорайонах — на ул. Иртышской и в районе завода «Варяг». У нас была такая система: молодой человек пришел работать на завод, его поселили в общежитие, потом он обзавелся семьей — ему дали «малосемейку», при этом он стоял в очереди на получение квартиры. Которую ему в итоге давали. Строились детские сады, базы отдыха, пионерлагеря, которые принадлежали заводам. Да, я помню, что город очень быстро преображался. Я прибыл во Владивосток в 1959 г., а к 1970 г. он изменился до неузнаваемости.
Я приехал с Брянщины и сразу так проникся к морю, что уже не мыслил себя без него. Мне показалось, что Владивосток — это красивейший город мира. Город еще не был единым целым, он застраивался «кусками», дорогу на проспекте Столетия только строили, но он все равно меня сильно впечатлил. Если бы не затянули с открытием города, если бы увидели еще в то время, что это форпост не только военный, если бы разглядели потенциал выхода в азиатский регион...
Я уверен, что мы Леонида Брежнева передержали в генсеках 10 лет. При нем и началось падение. Мы слишком долго просидели всей страной за железным занавесом. Налаживать импортные дела наше правительство не желало, и это отрицательно отражалось на жизни страны и, в частности, Приморского края. Владивосток застоялся под флагом военно-морской базы и закрытого города, сюда не приезжали те, кто мог бы творить.
1990-е годы — это был какой-то крах. Созданные мощности и люди в течение нескольких месяцев остались без работы. От оборонки заказов не поступало, и мы начали производить товары народного потребления — около 40 наименований. Пока импорт был развит слабо, на эти товары еще был спрос. Но когда хлынул поток товаров из-за границы, мы со своей «конверсией» не выдержали конкуренции.
Единственная надежда была на Минобороны. В конце концов, туда пришли люди, которые понимали, что и в каких количествах нужно производить. Завод снова стал принимать заказы, за счет чего сегодня и живет.
Современный Владивосток имеет хорошие перспективы к развитию, и я верю, что он будет развиваться. Что же сегодня идет неправильно? Потеряно самое главное — идеология воспитания молодежи. Человек сегодня заканчивает школу и хочет получить все и сразу. В советское время действовала ступенчатая школа кадров, которая рождала не только рабочих, но и инженерно-технических специалистов. А сегодня считается: если ты ни на что не годишься, то иди тогда работать на завод. Но это не правильно. Экономика не поднимется, пока не заработает своя промышленность.
Кузница кадров в партийном чиновничьем аппарате работала так, что, не пройдя всех ступеней, нельзя было попасть на пост руководителя. Сегодня же наверх прорывается непонятно кто... Политики «выбирают» сами себя. Хочется верить, что ситуация изменится, ведь так жить нельзя.
28 ноября 2012, 11:26