2013-04-30T12:16:13+11:00 2013-04-30T12:16:13+11:00

Фиговый лист

Если у компании есть в собственности хотя бы один автомобиль, то его водитель должен иметь при себе путевой лист с «ежеутренними» отметками механика и медика. Независимо от вида и масштабов деятельности — автобусные, контейнерные перевозки у вас или доставка пиццы — требования для всех одинаковые. Как же выкручивается малый бизнес? \n

Путевой лист, будучи рудиментом советской системы, фиксирует, кто выехал, во сколько, в каком состоянии (водитель и транспортное средство), по какому маршруту, сколько километров проехал. Тут смешались и Трудовой кодекс, и налоговый, и административный, и ФЗ «О безопасности дорожного движения» с методическими рекомендациями Минздрава России в придачу. Нет только нормальной логики: исполнить все, что требует государство, бывает физически невозможно.

Наше государство обязывает любое юридическое лицо, имеющее в собственности автотранспорт, организовать предрейсовые медицинские осмотры. Осмотры должны проводиться прошедшими специальное обучение медицинскими работниками (врачами, фельдшерами, медицинскими сестрами). Если же организация не имеет возможности получить лицензию, организовать и оснастить свой медицинский кабинет в соответствии с требованиями Минздрава, содержать в штате медработника, то ей дозволяется заключить договор о проведении предрейсовых осмотров с учреждением здравоохранения, имеющим соответствующую лицензию. В противном случае организация может быть привлечена к ответственности. В организации, кроме того, должен быть определен работник, отвечающий также за техническое состояние и эксплуатацию автотранспорта. Обслуживание транспортных средств (ремонт, профилактические работы) может осуществляться как работником организации, так и сторонней организацией по договору.

Немного утешает то, что по вопросу медосмотров в самих госорганах нет единой точки зрения, распространяется вышеуказанное требование на все организации без исключения или же только на организации автомобильного транспорта. Существуют даже судебные решения, в соответствии с которыми отметка о прохождении медицинского осмотра в нетранспортных организациях необязательна (постановления ФАС Центрального округа от 23 ноября 2009 г. по делу N А36-706/2009 и от 28 июля 2009 г. по делу N А36-3582/2008). Но вряд ли простой приморский работодатель или водитель захочет доказывать это простому приморскому инспектору ГИБДД.

Кстати, корр. «К» обратился в ГИБДД с вопросом о смысле (т.е. бессмысленности) процедуры оформления путевых листов каждый день для малого бизнеса. В ответ в пресс-службе Управления ГИБДД УМВД России по Приморскому краю сообщили: «Путевой лист должен соответствовать образцу, утвержденному приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. № 152, действия которого распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи». Тем самым дают понять, что вступать в дискуссии не собираются.

Так что же делать?

«Поскольку основной вид деятельности нашей компании — организация международных и заказных перевозок пассажиров автобусами, путевые листы мы оформляем ежедневно, для нас это привычная форма работы, — сказал руководитель автотранспортной компании. — Но директор фирмы, например, по доставке цветов, может выписать доверенность на пользование транспортом водителю или заключить с ним договор безвозмездного пользования транспортным средством. Тогда и путевой лист со всеми этими отметками не нужен. Так и поступает большинство».

Максим Голишев, генеральный директор ГК «Зеленый остров»: «Ответственность за исправность автомобиля, здоровье водителя лежит на предприятии. Для контроля безопасности нужна целая административная система: человек, который будет проверять водителя; человек, который должен проверять автомобиль... Мне, как ответственному лицу на предприятии, не хочется брать на себя такие риски. Не дай бог попадет водитель в аварию или кого-нибудь задавит. Чтобы избежать проблем, связанных с оформлением путевых листов, я из своих водителей делаю частных предпринимателей. Как правило, водители не очень-то берегут транспортное средство компании. Ведь оно им не принадлежит. В первую очередь именно по этой причине мы заключили с ними договоры, по которым они сами несут ответственность за автомобили, а через пять лет машины становятся их собственностью».

А если руководитель небольшой или средних размеров фирмы все-таки продолжает упорствовать в своем намерении «все делать строго по закону»? Принять медика в штат, оснастить ему кабинет и лицензировать — это все-таки чересчур, но можно обратиться в «учреждение здравоохранения». Кстати, подобная лицензия есть далеко не у каждого из них. А списка имеющих таковую нет. Придется искать самому.

Когда найдет, будет заключать договор с указанием количества водителей и кратности освидетельствований. В соответствии с прейскурантом на оказание платных медицинских услуг и определятся затраты компании на эти мероприятия. К примеру, в поликлинике ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России стоимость одного освидетельствования составляет 120 руб., т.е. предрейсовое медицинское освидетельствование одного водителя будет стоить в месяц 3 600 руб. А вот в КГБУЗ «Владивостокская больница №3» одно освидетельствование стоит всего 60 руб.

По мнению Николая Валькова, индивидуального предпринимателя (транспортная компания «Берг»), обязательное наличие путевых листов — очередной элемент государственной казуистики. «Государство всегда бизнесу вставляет палки в колеса, — убежден он. — Даже для того, чтобы купить и официально пользоваться машиной, нужен чемодан бумаг. На мой взгляд, чтобы улучшить бизнес-климат, нужно предельно упростить все законы относительно малого бизнеса».
Марина ПАК